Главная --- Общая информация --- Достопримечательности --- История --- Инфраструктура --- Дед Мороз

Страницы истории

При слиянии рек Сухоны и Юга, вероятно, еще в 9–ом — 10–ом веках возникло финно–угорское поселение Гледен. В 11–м же веке на Двинскую землю началось наступление новгородцев, и к началу 12–го века почти весь Северный край превратился в обширную новгородскую колонию. Но уже в первой половине 12–го века, с возвышением Владимиро–Суздальского княжества, началась также и колонизация, идущая из Волго–Окского бассейна. В результате напряженной борьбы между могущественными соседями, новгородцы захватили верхнее и среднее течение реки Сухоны, где основали Вологду и Тотьму, а все нижнее течение оказалось в руках владимиро–суздальцев. Чтобы закрепить свои позиции на стыке крупнейших рек этого края — Сухоны, Юга и Северной Двины, они основали новый город Устюг в нескольких километрах от уже существовавшего города Гледен, но на другом берегу реки.

Впервые Устюг упоминается в 1207 году среди городов, отданных Всеволодом Большое Гнездо в удел одному из своих сыновей. Но, по всей вероятности, город был основан много раньше — летописец, сообщая об основании в 1212 году Михайло–Архангельского монастыря, указывает, что место было выбрано "за острожной осыпью" (вне городских стен).

Монастырь

Жизнь далекого форпоста русской колонизации была непростой. В 1218 году Устюг был разорен камскими болгарами, через год устюжане участвовали в ответной карательной акции. Одновременно с колонизацией края шла его христианизация. Про Михайло–Архангельский монастырь уже было сказано выше, Троицкий монастырь вблизи Гледена был основан, по некоторым данным, еще в 12–м веке, а в 1262 году появился еще один — Иоанно–Предтеченский монастырь.

Храмы

Устюг не был разорен татарами (спасибо болотам), но проблем в его жизни хватало и без того. Промосковская ориентация Устюга крепко досаждала новгородцам, поскольку мешала им контролировать важнейший речной узел. Что особенно действовало новгородцам на нервы, так это то, что верховья Сухоны и берега Северной Двины ими уже контролировались и не хватало лишь Устюга чтобы прибрать к рукам весь Сухоно–Двинский водный путь. Новгородские караваны грабились устюжанами, окрестности Устюга опустошались новгородцами. Короче, жизнь кипела. В 1386 году устюжская рать в составе войск Дмитрия Донского оказывается под стенами Новгорода. Через 12 лет роли меняются.

Во второй четверти 15–го века Устюг затрагивает феодальная усобица между московским князем Василием II и Юрием Звенигородским с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1436 году Василий Косой осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошел в город, поклявшись не причинять вреда его защитникам. Как водится, Василий "преступил клятву" и казнил множество жителей во главе с воеводой. А еще через 2 года город был сожжен и опустошен вятичами, на чем его история и завершилась. Другой же сын Юрия, Дмитрий Шемяка, в 1450 году занял Устюг, заставил жителей присягнуть на верность и княжил в течение двух лет. Княжение окончилось с появлением под стенами города дружины великого князя Ивана Васильевича. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре и умер.

Важную роль сыграл Устюг во второй половине 15–го века, собирая под власть Москвы северные земли. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов против самого разнообразного врага. В 1465 году "охочие люди" из Устюга ходили воевать Югорскую землю и пленив тамошних князей, наложили дань. В 1471 году имел место поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году, не без участия устюжан, к московскому государству была присоединена Пермская земля, в 1489 году — земля вятичей. Куда только не хаживали удалые устюжские ребятушки — ходили в Сибирь до Оби, по Двине выходили в океан и сражались со шведами, добирались и до западных рубежей — в 1503 году "стерегли Иван–город от немец".

Вскоре, однако, основным занятием местных жителей стала не война, а торговля — в 1553 году в устье Северной Двины было занесено штормом английское судно. Так был открыт новый торговый путь на Запад — от Вологды через Сухону и Северную Двину в Белое Море. Устюг же на этом пути занимал ключевое положение. И уже в 1565 году Иван Грозный включает Устюг в число опричных городов (всего 19 штук). В официальных же документах второй половины 16–го века к названию города начинают присоединять эпитет "Великий".

Торговля

В 17–м веке Великий Устюг становится одним из богатейших городов на Руси, чему способствовало также и то, что он избежал разорения в войне с поляками в Смутное время. Важно и то, что в Устюге торговый путь на Запад (по Северной Двине) сходился с древним Печорским путем (по Вычегде в северо–западную Сибирь). Поэтому Великий Устюг стал главным пушным рынком страны.

Бурное развитие промышленности и торговли сопровождалось, как водится, процессом классового расслоения. В 1632 и 1648 годах в округе прокатилась волна стихийных народных восстаний. И вот, в конце 17–го века массовый характер приобретает такая пассивная форма протеста трудящихся масс против угнетателей, как уход в Сибирь. Кроме того, царское правительство, будучи заинтересованным в скорейшем освоении богатых сибирских земель, предоставляло переселенцам определенные льготы. Так формировалось русское население Сибири, существенную часть которого составили бывшие жители Устюга.

Но еще раньше в Сибирь из Устюга направились промышленники. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу великих географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнева, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах–"кочах", Дежнев первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву, где и получил по заслугам. Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его именно Дежнев на 80 лет раньше. Историческая справедливость отчасти восстановлена — именем Дежнева теперь называется самая восточная точка Азии. А вот как встретила Дежнева и товарищей его Чукотка: "И шли мы все в гору, сами пути себе не знаем, холодны и голодны, наги и босы... И попали на Анадырь–реку близко к морю и рыбы добыть не могли, лесу нет и с голоду мы, бедные, врозь разбрелись..."

В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и "чертеж реке Амуру". Теперь в его честь назван город Хабаровск.

Но и на этом замечательные экспедиции устюжан не закончились. В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, открыв тем самым период интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана. Именно донесения В.Атласова о Камчатке заинтересовали Петра I, и он распорядился организовать экспедицию к "неведомым землям". Начальником был назначен Витус Беринг. Экспедиция не дала желаемых результатов, зато вторая попытка удалась и вошла в историю как Великая Северная. Участники экспедиции не только описали северные и восточные берега России, но и проложили путь в Америку вдоль Алеутских островов. Интересно, что последняя экспедиция Беринга имела своей отправной точкой Вологду, а ее участники на две трети состояли из ее жителей.

С открытием нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, который был и удобнее и короче Северного морского пути, Сухоно–Двинская водная магистраль утратила свое былое значение. Так города русского севера оказались в стороне от новых торговых путей, что подорвало их экономику. Но судьба Великого Устюга отличалась от прочих. Причиной дальнейшему процветанию города послужили хорошо развитые многочисленные художественные ремесла (как, например, серебряная чернь), а также сохранившиеся связи с богатыми землями Сибири. И вот, прекратив торговать с Западом, устюжские купцы переключились на Восток.

В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль "за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов".

В результате всех этих "взысканий" в 1789 году была организована Северо–Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско–Американской. Этой компании принадлежали все промыслы, расположенные по северным берегам Америки, на Алеутских, Курильских и других островах, "по Северо–Восточному океану лежащих". Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков, зять Григория Шелихова (одного из основателей компании).

Говоря о Шелихове, нельзя не упомянуть об одном занятном топонимическом казусе. Дело в том, что в Иркутской области существует город, названный в честь Шелихова. Честь эта, однако, является весьма сомнительной — в указе 1956 года о присвоении названия фамилия предпринимателя была принята в неправильном написании — Шелехов.

Другие подробности истории освоения Северного Морского Пути, Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Аляски и всей Русской Америки в целом можно прочитать в рассказах о Тотьме и Каргополе.

Но вернемся к истории Устюжского купечества. Означенные купцы, в приграничном с Китаем городе Кяхте, основывают свое торговое общество. Проходит немного времени и Кяхта становится центром русско–китайской торговли.

Но вскоре Россия в результате русско–турецких войн получает выход к южным морям. Что обернулось выгодой для государства в целом, для Великого Устюга послужило началом упадка — сибирские товары стали следовать с Камы на Волгу и далее на юг. А когда в 1869 году открылся Суэцкий канал утратила свое значение и Кяхта, что привело к полному разорению тамошнего устюжского торгового общества. Неудивительно, что строящиеся во второй половине 19–го века железные дороги обходят город стороной и Великий Устюг полностью утрачивает свое прежнее экономическое значение и величие.

Город
Численность населения по годам (тыс.жит)
1897 11.1 1967 35 1989 36.2 1998 35.4
1926 19.1 1970 36.7 1992 36.2 2000 35.0
1959 37 1979 37.9 1996 35.8 2001 34.6