Общие принципы

   Следующий раздел относится ко всем видам покера.
   Вид покера, в который предстоит играть. До начала игры игроки должны выбрать вид покера, если таковой не был уже определен хозяином или правилами клуба. Для этого нужно знать число и квалификацию игроков, т.е. наличие опытных и начинающих игроков. Рекомендуются следующие подборки:
   2, 3 или 4 игрока: стад-покер в любом виде. Возможна одна из игр выбор сдающего. Обычно только очень квалифицированные игроки играют в покер с прикупом при столь малом числе участников, причем нередко используется усеченная колода.
   5-8 игроков: любой вид покера.
   9-10 игроков: стад-покер на пять карт.
   Больше 10 игроков: одна из игр выбор сдающего, в которой сдают менее пяти карт. К таким играм относятся ураган, трехкарточный Монти и "плюнь в океан". Для удобства можно поставить два стола.
   Свободные карты. При игре в выбор сдающего в качестве свободных могут быть назначены самые различные карты. Чаще всего выбирают следующие карты:
   Джокер. В последнее время, когда для игр типа канасты в колоды карт большей частью включают по два джокера, игроки в покер все чаще добавляют в колоду два свободных джокера.
   "Жучок". "Жучком" называют джокер с ограниченной свободой. Он имеет значение туза, карты любой масти для составления флэша, а также карты любого номинала и масти для формирования стрита или стрит-флаша.
   Двойки. Двойки свободные представляют собой весьма популярный вид покера с прикупом. Каждая двойка считается свободной. В качестве пятой свободной карты иногда включают джокер.
   "Одноглазые". Бубновый король, а также пиковый и червовый валеты изображены с одним глазом, остальные фигуры имеют по два глаза. Эти три "одноглазые" карты нередко называются свободными.
   Когда первая младшая карта, полученная в сдаче картинкой вниз (стад на семь карт), младшая карта в руке (стад-покер на пять карт) каждого игрока (покер с прикупом) и т.д. определяются, это значит, что каждая карта этого номинала в руке данного игрока считается свободной. Однако определенный номинал карты в руке одного игрока, названный свободным, не делает свободным такой же номинал карт в руках других игроков.
   Для свободных карт существуют специальные правила.
   Правила и этика. Для каждой игры необходимо определить конкретные правила. В связи с тем, что существует множество местных правил и принципов, ни одно из правил игры в покере не соблюдается повсеместно. Тем не менее правила игры в покер, описанные в настоящей книге, охватывают самые современные принципы квалифицированных игр. В покере существует традиция, согласно которой любой клуб или группа игроков могут составить специальные правила, которые называют "домашними" и которые учитывают личные привязанности.
   Ограниченные игры по времени. До начала игры следует ограничить ее время, т. к. при нарушении этого правила участники не получат удовольствия от игры.
   Карты. Некогда в покере использовали одну колоду карт, однако в настоящее время принято пользоваться двумя колодами, красной и синей (допускается использование и других контрастных цветов) Это ускоряет ход игры, так как во время сдачи одной колоды другую тасуют и готовят для следующей сдачи. В процессе сдачи предыдущий сдающий собирает все карты колоды, которую он сдавал, тасует их и кладет слева от себя Когда наступает время следующей сдачи, карты переходят к следующему сдающему. Например, в игре принимают участие семь игроков, обозначенных А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Сдающим назначен Г. Он сдает красную колоду. Во время сдачи игроки, бросающие игру, кладут карты в его направлении. В конце сдачи он собирает эти карты. При сдаче игроком Д синей колоды игрок Г тасует красную колоду и кладет ее слева от себя, между собой и игроком Д. После окончания сдачи игрока Д подходит очередь Е сдавать. Д передает красную колоду игроку Е (сидящему слева от него), а затем собирает и тасует синюю колоду. Е приступает к сдаче красной колоды. Во многих играх с использованием двух колод вместо противника, сидящего справа от сдающего, колоду снимает противник слева.
   В большинстве клубов предпочтение отдают покерным картам, которые шире карт, используемых в бридже. Однако на этот счет не существует твердых правил, и в домашних играх с участием дам пользуются более узкими картами.
   В клубах принято часто менять карты, и игрокам разрешено в любое время требовать новую колоду. При включении в игру новых карт производится замена как синей, так и красной колоды. В некоторых клубах игрок, потребовавший новые карты, должен за них заплатить.
   Китти. С согласия всех или большинства игроков можно учредить специальный фонд, называемый китти, откуда производится оплата новых карт. Обычно китти образуется путем снятия по одной белой фишке с каждого банка, в котором было несколько повышений. Китти принадлежит всем игрокам в равной степени и используется для оплаты новых карт или легкой закуски. Фишки после окончания игры делятся поровну между оставшимися в игре участниками. В отличие от правил, принятых в таких играх, как пинокль, в покере игрок, покидающий игру до ее окончания, не имеет права забрать свою долю фишек из китти.
   Фишки. В покере почти всегда пользуются покерными фишками. Для игры с участием минимум семи игроков необходимо приготовить по 200 фишек. Белую фишку обычно принимают за единицу (или меньше единицы) оценки минимального взноса или ставки. Красная фишка стоит пять белых, а синяя - десять белых или две красных фишки. В случае ограничения игры пятью участниками необходимо иметь семь белых и сто красных фишек. При ограничении десятью участниками необходимо иметь сто белых, пятьдесят красных и пятьдесят синих фишек. В начале игры каждый участник берет определенное число фишек, причем это число является одинаковым для всех игроков и называется прикупом. Практически прикуп может состоять из десяти белых, четырех красных и двух синих фишек, составляющих в итоге пятьдесят единиц.
   Банкир. Для хранения и записи выданного каждому игроку количества фишек необходимо назначить одного игрока банкиром. Игроки не должны вступать в частные сделки и производить между собой обмен; игрок с излишком фишек на руках может вернуть лишние фишки банкиру и получить за них кредит, тогда как игрок, нуждающийся в фишках, может получить их только от банкира.
   Ограничение ставок. Существуют различные способы ограничения ставок. Необходимо установить предел, который должен оставаться неизменным в течение всей игры:
   1. Установленный предел. Никто не может делать ставку или повышение, превышая число фишек, например 2, 5 или 10. Обычно в зависимости от этапа игры предел ставок может быть различным. Если до прикупа предел составляет две фишки в покере с прикупом, то после прикупа он составит 4 единицы. Если в первых трех периодах ставок пределом является одна единица (стад-покер), то в последний период он составит две единицы (при наличии у игрока парного расклада пределом нередко бывают две единицы).
   2. Предел банка. Ставка и повышение ограничиваются количеством фишек, которые находятся в банке в тот момент, когда игрок делает данную ставку или повышение. Это значит, что игрок, повышающий ставку, может расценивать в качестве составной части банка количество фишек, необходимое ему для прохода. При наличии в банке шести фишек он ставит четыре фишки, что в итоге дает десять фишек. Следующему игроку для прохода понадобится поставить четыре фишки, что в итоге составит четырнадцать фишек. Затем он может повысить ставку на четырнадцать фишек. И все же при розыгрыше банка должен существовать максимальный предел, например пятьдесят фишек.
   3. Ставки на столе. Находящиеся на столе ставки, особенно в сочетании с пределом банка, стали наиболее рас- пространенным способом ограничения ставок. Возможности каждого игрока ограничиваются количеством находящихся перед ним фишек. Так, при наличии десяти фишек игрок может в пределах этой величины сделать ставку или повторить ставку предыдущего игрока. До своего выхода из игры ни один из игроков не имеет права брать фишки со стола или возвращать их банкиру. Игрок может пополнить свой запас фишек только в период между раскрытием карт для определения выигравшего банк игрока (или после сброса карт) и началом следующей сдачи.
   В вышеуказанном случае, когда игрок может объявить о дальнейшем участии в игре (до раскрытия карт) на все свои фишки, иногда составляют дополнительные банки. Например, А имеет 40, Б - 80, В - 150, Г - 200 фишек. А ставит 20 фишек, Б повторяет, В повышает до 50 фишек. Эта ставка бьет А, т.е. для прохода он должен теперь поставить все свои фишки. В банк В ставит лишь 40 фишек - 20 за проход и 20 для повышения, причем 30 фишек остаются от повышения и идут в дополнительный банк. Г повторяет, ставя 40 фишек в главный банк и 30 в дополнительный. А повторяет, ставя оставшиеся у него 20 фишек в главный банк. Теперь, независимо от дополнительных ставок других игроков, А может оставаться в игре до раскрытия карт, а при наличии самой сильной руки даже выиграть главный банк. Б повторяет, ставя 20 фишек в главный банк и 30 в дополнительный. В следующем периоде ставок А не участвует. Б делает проход, а В ставит 50, перекрывая Б. Из 50 фишек игрока 10 идут в первый дополнительный банк, а 40 начинают второй дополнительный банк. Г повторяет, ставя 10 фишек в первый дополнительный банк и 40 - во второй. Б объявляет 10, закрывая первый дополнительный банк. При раскрытии карт главный банк выигрывает самая сильная из четырех рук. Самая сильная у Б, В и Г рука выигрывает первый дополнительный банк, и самая сильная у В и Г рука выигрывает второй дополнительный банк.
   Однако игрок, бросивший карты, теряет свою долю во всех дополнительных банках. Предположим, что в вышеприведенном случае существует еще один период ставок, когда В ставит 30 фишек, а Г бросает карты. Бросив карты, Г теряет свою долю как в главном, так и в обоих дополнительных банках, так как он признал, что у В лучшая рука и, следовательно, В наследует право Г на участие во всех банках.
   4. Специальные банки. В игре с фиксированным пределом ставок, получив сильную сдачу, например полный дом или лучше, игроки нередко договариваются разыграть тур с использованием специальных банков, даже если это не принято делать в данной игре, т.е. каждый делает или удваивает ставку. Для данного тура удваивается и передел ставок. В таком туре каждый игрок производит по одной сдаче. Обычные правила и ограничения ставок в игре вновь вступают в силу, когда подходит очередь первого игрока сдавать карты.
   5. Покер с учетом бедности. Для числа фишек, которые может проиграть каждый игрок, устанавливается максимальный предел. В начале игры каждый участник берет один комплект фишек. В случае проигрыша этого комплекта банкир выдает ему бесплатно другой. Перед выходом из игры игрок может получить и третий комплект. Для поощрения осмотрительной игры необходимо ограничить выдачу бесплатных комплектов фишек.
   В литературе, посвященной покеру, упоминаются такие системы, как "без предела", "фризаут" и др. Однако с практической точки зрения они считаются устарелыми.
   Ограничение повышений ставок. Число повышений, которые игрок может сделать в каждый период ставок, нередко ограничивают тремя (в некоторых кругах - двумя).