|
Успенский собор
Возведён в 1496-1497 годах.
Главный храм монастыря, дающий название основной его части - "Большой Успенский монастырь".
Один из трёх первых каменных храмов Белозерья и Вологды. Архитектура этих церквей похожа на московское зодчество, но обладает рядом особенностей.
Успенский собор отличается от соборов Спасо-Каменного монастыря и Ферапонтова монастыря, прежде всего, размерами.
Это была очень большая для своего времени постройка, крупнейший из монастырских соборов. Строившие его мастера,
которых возглавлял Прохор Ростовский, были поставлены перед необходимостью решать новую для них задачу.
Прежде всего, они сильно раздвинули столбы здания, увеличив пролеты арок и сводов, но не решились, видимо,
из технических соображений, пропорционально увеличить и его высоту, отчасти выйдя из положения за счет отказа
от устройства подклета. В результате собор приобрел необычные пропорции. Его барабан очень широк по отношению к
пространству храма, что не встречается
в других памятниках со ступенчатой системой сводов. Огромный купол господствовал над внутренним объемом, в какой-то
мере придавая интерьеру характер, напоминающий ранние постройки домонгольского времени. Другая характерная черта
Успенского собора - очень сильный сдвиг всего подкупольного квадрата к востоку и строителям пришлось выходить из положения, изогнув
многоугольником восточную стену. В результате собор в целом получил черты сходства с двухстолпными храмами.
Внешний облик здания из-за измененных пропорций тоже обрел необычные черты. Собор очень грузен, приземист,
так же как и венчающий его мощный барабан с узкими, напоминающими бойницы, окнами. При этом система декора перенесена
на него с маленького и стройного собора Ферапонтова монастыря почти без изменения. Сочетание тяжести и легкости,
грузности и изящества составляет своеобразное очарование этого необычного памятника.
Собор, как и другие постройки монастыря, дошел до нас в сильно измененном виде. Начиная с XVI века шла обстройка
приделами и папертями. В XVIII столетии был подвергнут переделкам основной его массив, в результате
чего воспринимать его старые формы снаружи приходится, в основном, фрагментарно. Особенно досадны переделки интерьера:
новые прикладки с опирающимися на них арками, подведенные к столбам, и пробивка западной стены на всю ее высоту совершенно
изменили характер храма.
В XVI веке композиция Успенского собора усложнилась за счет пристройки двух приделов - Владимирского и
несохранившегося Кирилловского, примкнувшего к нему с другой стороны в 1585—1587 годах. Уже к середине XVI века к
собору была приделана паперть, имевшая сложную многоскатную кровлю. Она была сломана в конце XVI века и заменена
двухсторонней папертью спокойного силуэта со скатным покрытием и с большими арочными проемами. Тогда же сходную по
формам паперть пристроили и ко всему северному фасаду трапезной. Все эти переделки и пристройки придавали основным
монастырским зданиям менее строгий и более живописный
вид. Их появление, видимо, вызывалось не только потребностями в расширении площадей церковных зданий, но и
изменившимися художественными вкусами.
Огромную западную паперть, возведенную в 1791 году на месте сломанной части паперти XVI века, строили белозерские
каменщики без участия архитектора, в формах провинциальной архитектуры, еще полной запоздалых отзвуков раннего барокко.
Отсюда грубая профилировка массивных карнизов, фантастический рисунок плоских наличников.
| |