|
Ферапонтовская (Московская) башня
1660 г.
Названа Ферапонтовской, т.к. указвает направление на Ферапонтовский монастырь. Московской же называется из-за того, что она амое высокое сооружение в монастыре - 42 метра.
Самым большим событием строительной истории монастыря в XVII столетии было возведение по царскому указу
большой крепости Нового города, начавшееся в 1653 году. Первый проект новых укреплений был составлен
подвизавшимся на службе у царя Алексея Михайловича французом Антуаном де Гроном в духе каменно-земляных крепостей
бастионного типа. Это небывалое для монастырской практики предложение вызвало крайнее замешательство среди братии,
и по ее просьбе монастырю было разрешено пойти по традиционному пути и самому строить крепость по образцу укреплений
Троице-Сергиева монастыря. Строительство затянулось на тридцать лет, хотя из них действительно продуктивной была
только первая половина. Грандиозные по размаху работы велись исключительно силами собственных монастырских каменщиков,
во главе которых стоял вышедший из той же среды подмастерье каменных дел Кирилл Серков. Для изучения образца
руководителей строительства посылали в Троицкий монастырь, и они постарались не только добросовестно воспроизвести
систему укреплений первого среди русских монастырей, но и по мере возможности усовершенствовать ее. Так, например,
использовав конструкцию угловых башен с опорным столбом в середине, они сделали этот столб полым, поместив внутри
него лестницу и увенчав его каменной смотрильней вместо деревянной. Кроме того, была увеличена высота стен и особенно
размеры башен. Кирилловский Новый город стал крупнейшей русской крепостью XVII века. Его башни и стены почти лишены
архитектурной декорации, столь обильно применявшейся в это время даже в фортификационном строительстве, и это делает
его необычным. Исключение составляет первая из построенных восьмиугольная Вологодская башня, у которой членение фасадов
лопатками и декоративными поясками напоминает некоторые из башен Троицкого монастыря, например Уточью. Остальные башни,
особенно многогранные угловые, производят необыкновенно суровое впечатление. Несмотря на отсутствие декора и однотипность
схемы, они отнюдь не кажутся одинаковыми. Плавный наклон их стен внутрь, прорисованный у каждой по-своему, разная высота
шатра, вариации в размещении бойниц сообщают каждой из них резко индивидуальные черты. Ровные прясла стен, придающие
панораме монастыря оттенок некоторой суховатости, изнутри выглядят легко и живописно благодаря свободному ритму сквозных
галерей второго и третьего ярусов и нерегулярному размещению окон и дверей в нижнем ярусе, приспособленном для размещения
гарнизона.
Известно, что еще до начала строительства новой крепости из монастыря по царскому указу посылали каменщиков в Москву
и другие города для участия в строительных работах. Знакомство с общерусской строительной практикой, так же как и
внимательное изучение троицкого образца, положили конец безраздельному господству местной традиции. В кирилловскую
архитектуру вливаются новые формы, получившие широкое бытование.
| |