|
Церковь Введения с трапезной палатой
1519 г.
Наиболее значительным сооружением конца первой четверти XVI века является трапезная палата с церковью Введения.
Строили ее мастера очень высокого профессионального уровня, возможно, московские. Кирилловская трапезная — одна из
самых больших для XVI века, она уступает лишь соловецкой, построенной тридцатью годами позже. Здесь мы едва ли не
впервые встречаемся с осевым решением здания такого назначения, при котором объему церкви в общей композиции отведено
очень важное место. Это подчеркивается ее граненой формой, придающей ей сходство со столпообразными храмами,
возводившимися в Москве и Подмосковье в первой половине XVI века.
Трапезная палата, своды которой не сохранились, была квадратной и одностолпной, как и другие палаты этого типа.
Довольно развита была архитектура интерьера церкви. Ее внутренний объем не носил характера устремленности вверх, но
был достаточно строен. Внутри церковь была не граненой, как снаружи, а крестчатой. Импосты под пятами арок при всей
простоте их профилировки вносили в трактовку интерьера элемент тектонической четкости, свойственной московским постройкам
начала XVI века, испытавшим на себе влияние ренессансной архитектуры благодаря работе в Москве итальянских зодчих,
приглашенных Иваном III. Внешние формы здания довольно скупы, но немногочисленные детали, такие, как карнизы или
своеобразные оконные наличники (из которых полностью уцелел лишь один, обращенный внутрь паперти), нарисованы четкой,
уверенной рукой. Здание очень сильно искажено как внутри (например, в церкви устроен новый, пониженный свод), так и в
своей внешней архитектуре, но есть основание полагать, что при предстоящей реставрации многое может быть выявлено и
восстановлено.
Архитектура памятника не оказала сколь-нибудь заметного влияния на последующее строительство; в основном воспринята
была лишь общая схема осевого расположения церкви и трапезной, повторенная у других белозерских сооружений этого
назначения.
| |