Булат

Говоря о холодном оружии из высококачественной стали, мы привычно оглядываемся на арабский восток. Всем знакомы слова «булат» и «дамасская сталь». Как пишут историки, название древнего царства Пулуади, занимавшего часть территории современных Турции, Армении, Грузии и Ирана, где с древнейших времен выделывали железо, дало персидское слово "пулад" (сталь), которое в устах славян превратилось в слово "булат"

Представляя вершину кузнечного и ювелирного мастерства, такие клинки обречены на бездействие в руках коллекционеров. Эти ножи не продаются в магазинах, а их некое подобие можно встретить в сувенирных лавках. И это будет не настоящий дамаск, а имитированный путем протравки или гравировки ковровый рисунок.

К отполированному лезвию из дамаска ни один ценитель не прикоснется пальцами. В то же время, эксперты особо ценят и технологическую полноценность клинка, и конструктивную правильность ножа в целом, а также функциональность.

Известный с античных времен, сирийский способ изготовления крученой стали весьма почитался воинственной знатью Европы и Азии.

Технология состоит в следующем: берутся 2-3 бруска легированной стали, насыщенной углеродом в разной пропорции и соответственно различной по твердости, ковкости и другим свойствам, и при высокой температуре буквально скручиваются в единое полотно. Из-за этого на исходной заготовке для клинка получается свилеватый рисунок. Впрочем, рисунок – не цель, а следствие кузнечной обработки, но его симметричность, особенно в обоих плоскостях, ценилась всегда и в определенной мере свидетельствовала о мастерстве кузнеца. Кузнец-ножовщик, как правило, отдельная специальность в оружейном деле. Кузнец обычно не занимается отделкой ножа, гравировкой или полировкой. Для него главное – сталь и рисунок. Малейшая трещина, даже поверхностная, может испортить результат тяжелого труда. Кроме этого, есть вероятность перекалить заготовку и все испортить. Что касается рисунка, то с опытом его предсказуемость увеличивается.

История дамаскирования стали и кузнечной сварки на Руси начинается примерно с XII века. Они отличались прочностью полотна и режущими свойствами острой грани. Для повышения свойств последней ее делали из более мягкой стали, которая по своей структуре (становится видно только при увеличении) напоминала пилу. Такая сталь в любую преграду (разумеется, кроме камня и сухого дерева) входила как в масло, и, ко всему прочему, обладала способностью самозатачиваться. Поэтому высшее дворянство Европы и Азии стремилось обзавестись дамасскими клинками.

Булат могли себе позволить только монархи и их окружение. Булатный клинок легко сгибался в овал и столь же легко принимал прежнюю форму, издавая чистый и высокий звон. Считается, что секрет его технологии был утерян в средневековой Азии и заново открыт в 1833г. Русским горным инженером П.П. Аносовым: «Тагильского железа – 12 фунтов, графита английского – 1 фунт, окалины – 24 золотника, доломита – 24 золотника. Плавка должна вестись в тигле и продолжаться 5 часов 30 минут»

В XVII веке булат изготовлялся при дворе царя Михаила Федоровича. В оружейной палате хранится боевая сабля мастера Ильи Просвета. При оценке качества булата особое внимание уделялось числу волокон рисунка, цвету травления фона клинка и его отливок, высоте и длительности звучания металла при ударе по клинку.

Мастера высокого класса гравируют на ноже авторские монограммы – наилучшие знаки качества в мире профессионалов. Изделия мастеров экстракласса зачастую покупают коллекционеры и специалисты еще до их материализации, на стадии чертежа.