Сергей Владимирович Ильюшин – Генеральный конструктор авиационной техники, академик Академии наук СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, Трижды Герой Социалистического Труда.
   30 марта 1894 год в деревне Дилялево Вологодского уезда родился Сергей Ильюшин.
Отец - Владимир Иванович Ильюшин, крестьянин-бедняк. Мать - Анна Васильевна. Сергей – одиннадцатый, младший ребёнок в семье
(двое детей умерли в раннем детстве).На восьмом году пошёл учиться в Березниковскую земскую школу, которая была открыта в 1872 году. Русский язык, чистописание, арифметика, география, Закон Божий – предметы, изучаемые в школе. В школе на Сергея обратил внимание учитель Чевский, пользующийся авторитетом среди учителей, учащихся и местного населения. Он сумел увидеть в мальчике большое будущее, посеять зерно – тягу к знаниям, любовь к чтению. Зерно это со временем проросло и дало богатые плоды.
1906 год – Сергей Ильюшин окончил Березниковскую школу.
   Сергей рано понял цену физического труда – в 11 лет он уже пахал семейный надел – земельный участок. Чтобы прокормиться, заработать «копейку», уходили односельчане на заработки. Вначале из семьи Ильюшиных ушли старшие братья, а в 1909 году покинул родную сторону и Сергей.
   С 1909 - 1914 годы немало рабочих профессий и специальностей познал Сергей, прежде чем стать известным авиаконструктором. Вначале - чернорабочий на фабрике Яковлева под Костромой и фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске. Испытал он и труд землекопа на строительстве дороги в имении «Осипово» вологодского купца Волкова. В Петербурге попал на красильную фабрику, там чистил сточные канавы. Возвратившись домой, в 1911 году собирает по близлежащим деревням молоко и возит его на маслозавод в д. Владышнево.   В 1912 году до зимы работает чернорабочим, а затем табельщиком на строительстве Амурской железной дороги. Зимой вновь возвращается к родителям, а весной 1913 года нанимается вначале разнорабочим, а затем становится помощником машиниста экскаватора на строительстве судостроительного завода Русско-Балтийского общества в городе Ревель.
  Осенью 1914 года Ильюшин призван на военную службу. Служит в пехотной учебной команде города Вологды, затем писарем в управлении воинского начальника города. В этом же году его переводят в Петербург. С этого момента его судьба будет связана с авиацией. От ангарного рабочего на Комендантском аэродроме начинается его служебная карьера. Учится в солдатской школе лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба. Летом 1917 года Ильюшин сдаёт экзамен на звание пилота-авиатора.
   В 1918 году после демобилизации работает в Вологде заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В этом же году вступает в ВКП (б)
  В мае 1919 года мобилизован в Красную Армию, назначен авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда 6-й армии Северного фронта. Через год его переводят на Кавказский фронт в качестве старшего механика и комиссара 2-го авиационного парка. В феврале 1921 года Ильюшин был назначен начальником 15-го авиационного поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.
  С ноября 1921 по 1926 год - учится в Московском институте инженеров Красного Воздушного Флота ( Военно-воздушная Академия имени профессора Н. Е. Жуковского). Увлекается планеризмом.
  В 1923 году С. В. Ильюшин спроектировал первый планёр «Мастяжарт» (АВФ-3). Принимает участие в Первом Всесоюзном слёте планеристов в Коктебеле. Создаёт планеры «Рабфаковец» (АВФ-4) (1924), «Мастяжарт-2» (АВФ-5) (1924), «Москва» (АВФ-21) (1925)
Окончив Академию, Сергей Владимирович работал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС и Научно-испытательного института ВВС.
  С 1931 года Сергей Владимирович назначен начальником конструкторского бюро, с 1935 года Главным конструктором ОКБ. Творческой мысли Сергея Владимировича Ильюшина были доступны как военные, так и гражданские самолёты.
   Первенец Ильюшина - экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, созданный в 1936 году. Позднее создаются бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), и самый массовый самолёт СССР в годы Великой Отечественной войны - штурмовик Ил-2. «Летающим танком», «горбатым» называли Ил-2 советские лётчики. В 1948 году построен первый реактивный советский бомбардировщик Ил-28, на его основе созданы – разведчик Ил-28Р, торпедоносец - Ил-28Т и учебный Ил-28У.
  Первым пассажирским самолётом стал Ил-12, проектирование которого начато С.В. Ильюшиным в 1943году, последним – трансконтинентальный лайнер Ил-62, ставший флагманом Аэрофлота 1960-1970-х годов.
  Среди транспортно-грузовых самолётов пользуются популярностью Ил-12Д, Ил-14Т, Ил-76 и его модификации, появившиеся уже после кончины С.В.Ильюшина.
14 января 1977 года в Вологде, ещё при жизни авиаконструктора, был установлен бронзовый памятник С. В. Ильюшину.
   9 февраля 1977 года в Москве скончался С. В. Ильюшин, похоронен на Новодевичьем кладбище.