Немного из истории...

Крестьянки в районе реки Шексна. Фото С.М. Прокудина-Горского
Отреставрировал Свердлов С.З.

Шексна – поселок расположенный на берегу одноименной реки, на пересечении трех дорог: Волго-Балтийского водного пути, автотрассы федерального значения A114 и железной дороги. Несмотря на относительную молодость поселка, его история богата и интересна и на протяжении более пятисот лет связана с одноименной рекой.

Река Шексна не только дала имя поселку, но и способствовала его развитию как важного торгового места, а в дальнейшем, и транспортного узла. При устье реки Угла в далекому прошлом было небольшое поселение, получившие название – Усть Угла. Уже на рубеже XVI-XV веков упоминается в письменных источниках небольшое село Никольское. Но долго местность, да иногда и саму деревушку называли Усть-Угла.

С древних времен по Шексне с Волги на север и обратно шла торговля. Строительство Мариинской водной системы стало первым крупным событием для села. Продолжением развития путей стало создание в 1825-1829 годах Северо-Двинского канала, соединившего Шексну и озеро Кубенское. Долгое время этот канал был единственным путем с Волги в Белое море.

В 1860-х годах по Шексне началось движение паровых судов, а рядом с селом Никольское была организована пристань.

В начале XX века началось строительство железной дороги, соединявшей Санкт-Петербург и Вологду. Одним из препятствий на пути строительства была река Шексна. В 1905 году через реку был построен мост, а рядом построили небольшую железнодорожную станцию.

После 1917 года поселок Никольский значительно изменился. До войны была построена школа, больница, льно- и маслозавод. В 1927 году село Никольское становится райцентром.

Строительство Волго-Балта.

Новый толчок к развитию поселок получает уже в середине XX века при строительстве Волго-Балтийского пути. Строительство нового водного пути было начато в 1940 г. После войны в ходе строительства был сооружен мощный Шекснинский гидроузел, включающий в себя гидроэлектростанцию, плотину и шлюз № 7 Волго-Балта. В 1990 году был построен новый шлюз № 8.

В 1954 году поселок был переименован в честь реки и получил название – Шексна.

Сегодня в поселке сохранились два храма: Благовещенский храм в бывшем селе Запогостье и Казанская Устье-Угольская церковь.

Благовещенская церковь была построена в 1802 году. В ходе строительства гидроузла церковь оказалась затопленной и ныне постепенно разрушается. В 2013 году обрушилась часть колокольни.

Казанская Устье-Угольская церковь была построена в конце XVIII века. К началу века двадцать первого от храма оставались лишь стены, а рядом была возведена новая церковь. В 2014-2015 году старый храм был восстановлен из руин.

Век двадцатый представлен памятниками инженерной мысли — комплексом железнодорожной станции, мостами через реку Шексну и сооружениями гидроузла Волго-Балта.

Не смотря на значительные утраты, связанные с созданием Шекснинского водохранилища, в окрестностях сохранилось немало интересных памятников архитектуры и истории. cреди которых стоит отметить усадьбу Эндоуровых в Братково, деревню Сизьму.

Усадьба Эндоуровых

Добраться до до Шексны довольно просто на железнодорожном транспорте до одноименной станции. Пригородными автобусами до Шексны можно доехать из Вологды и Череповца, а также транзитными рейсами.