stones.gif (8081 байт)

Основные понятия

Perl - это, в основном, язык со свободным форматом записи программ (вроде C ) - пробельные символы, включаемые между лексемами (элементами программы, например print или + ), не обязательны, если две рядом стоящие лексемы невозможно принять за какую-то третью лексему. В последнем случае какой-нибудь пробельный символ является обязательным. (К пробельным символам относятся пробелы, знаки табуляции, символы новой строки, символы возврата каретки, символы перехода на новую страницу.) Имеется также ряд конструкций, в которых требуется использовать определенный прбельный символ в определенном месте. Вы можете считать, что тип и количество пробельных символов между лексемами во всех прочих случаяхмогут быть произвольными.

Хотя почти каждую Perl-строку можно записать в одну строку, эти программы обычно пишутся с отступами , как C-программы, причем вложенные операторы записывают с большим отступом, чем охватывающие. На этой страничке вы увидите несколько примеров, записанных с типичными для языка Perl отступами.

Анологично сценарию shell , Perl-программа состоит из всех операторов Perl, имеющихся в файле и рассматриваемых в совокупности как одна большая программа, подлежащая выполнению. Понятия основной ( main ) программы, как в C, здесь нет.

Комментарием в Perl является все, что следует за не заключенным в кавычки знаком # вплоть до конца строки. Многострочных комментариев, как в C, нет.

В отличие от большинства shell (но анологично awk и sed ), интерпретатор языка Perl перед выполнением программы полностью разбирает ее и компилирует в свой внутренний формат. Это значит, что после запуска программы вы никогда не получите сообщение о синтаксической ошибке и что пробельные символы и комментарии не замедляют ход выполнения программы. Такой метод обеспечивает быстрое выполнение операций языка Perl после запуска и является дополнительным стимулом к отказу от использования C в качестве служебного языка систем лишь на том основании, что C - транслируемый язык.

Но процедура компиляции все же требует времени, и применение большой Perl-программы, которая быстро выполняет одну маленькую задачу (из множества тех, которые она способна выполнить), а затем заканчивает свою работу, не будет эффективным, ибо время ее выполнения окажется ничтожно малым по сравнению с временем компиляции.

Perl, таким образом, работает и как компилятор, и как интерпретатор. С одной стороны, это компилятор, потому что перед выполнением первого оператора программы она полностью считывается и разбирается. С другой стороны, Perl - интерпретатор, потому что никакого объектного кода, занимающего место на диске в ожидании исполнения, в данном случае нет. Другими словами, он сочетает в себе лучшее из компилятора и интерпретатора . Конечно же, было бы просто здорово, если бы выполнялось какое-то кэширование компилированного объектного кода между вызовами, а то и его трансляция в "родной" машинный код. Рабочая версия такого компилятора уже существует, и сейчас планируется, что она войдет в выпуск 5.005. О текущем состоянии дел можно узнать в сборнике FAQ , посвященном Perl.

<< Предыдущая страница Содержание Наверх Следующая страница >>

stones.gif (8081 байт)
2000, "Язык Perl. Создание CGI-скриптов на Perl." . Использованы материалы книг: Маслов В.В. Основы программирования на языке Perl - М.: Радио и связь, Горячая линия - Телеком. 1999. - 144 c.: - ISBN 5-256-01356-4; Рэндал Шварц, Том Кристиансен Изучаем Perl : Пер. с англ. - К.: Издательская группа BHV, 1998 - 320 c.: - ISBN 5-7315-0031-2.
Все пожелания - авторам: Алексею Машьянову , Александру Яковлеву .