Здесь могла бы быть Ваша реклама, но пока здесь моя фотография
Фёдор Владимирович Меньшиков

Студент отделения прикладной математики ВГПУ
с сентября 1998 по январь 2001

E-mail: mfv@mail.ru

Область интересов (по состоянию на январь 2001)
  • Тестирование программного обеспечения
  • Разработка пользовательского интерфейса программного обеспечения
  • Создание языков программирования, компиляторов, сред разработки
  • Алгоритмы сортировки и поиска, особенно сортировки
  • Создание содержимого Web (html, javascript, Perl)
  • Борьба за свободу слова

Что мне не нравится на отделении прикладной математики
    В общем
  1. В описании отделения прикладной математики говорится, что выпускники получают квалификацию "математик, системный программист", и дополнительную - "преподаватель". Насчёт последнего (преподавательства) у меня большие сомнения, по-моему выпускников ОПМ к обучению детей вообще подпускать нельзя (могу судить по собственному негативному опыту практики старшекурсников). На ОПМ вообще не учат учить и обращаться с детьми (педагогики не было, нет и не предвидится; психология - общая, один семестр).

  2. В том же документе сказано, что для успешного усвоения основных дисциплин также углублённо изучается английский язык. Чушь собачья. Более-менее интенсивное изучение английского происходит только на первом курсе. На втором и третьем под него выделяется по одной паре в неделю. Такими темпами идёт не изучение, а забывание языка. В четвёртом и шестом семестрах одно задание на семестр - перевод 20 тысяч знаков. Лично я в четвёртом семестре перевёл 40 тысяч за одни выходные (и большинство не тратит на перевод много времени). Спрашивается, что я должен делать в течение оставшейся части семестра? Просто сдавать потихоньку свой перевод? Вот было бы в течение всего срока изучения английского по три пары в неделю, 100 тысяч знаков на перевод за семестр - тогда бы это было углублённое изучение.

  3. Если человек поступает на это отделение ради чего-то (а не по совету родителей или для отсрочки от армии), то этим чем-то в 90% случаев является программирование. И при этом 60-80% академического времени отводится под математику и только 10-20% под программирование. При получении таких цифр может возникнуть вопрос: "А не помогает ли изучение математики в программировании?" Как студент, отучившийся здесь более двух лет, могу заявить: в программировании из всех предметов использовалась только геометрия, изучавшаяся в течение первого семестра. Каков же итог? 60-80% времени тратятся практически впустую. А на сколько бы возрасла квалификация выпускников в области программирования, если бы на него отводилось 40-50% времени?

  4. Изучение программирования слишком академично. Да, преподавание основных алгоритмов во втором семестре, создания компиляторов на втором курсе, компьютерной графики на третьем курсе превосходно. Но при этом студентов не учат программировать для Windows. И язык промышленного программирования С++ (никто не говорит, что он хорош, просто на нём пишется 90% программ во всём мире) студенты знают в лучшем случае на уровне первого знакомства. В первый день обучения нам сказали, что по окончании этого отделения мы сможем программировать на любых языках, даже не существующих ныне. Всё это хорошо, мы наверняка сможем. Но на обучение им уйдёт куча времени. Так почему бы не задуматься о рыночной конъюнктуре? Почему бы не ввести (пусть даже необязательные) курсы обучения современным языкам и системам программирования? Что, нам помешает знание Delphi, C++, Java и Perl? Ведь есть же курс программирования на ассемблере. А чем программирование для Windows хуже?
    В частности
  1. На первом курсе есть предмет ВВС (Введении в специальность). Вполне понятно, когда там рассматриваются такие вопросы, как комплексная арифметика или виды отображений. Но почти весь первый семестр был посвящён теории множеств. Причём по времени, отведённому на неё, можно судить, что копали глубоко. После этого курса лекций у большинства студентов осталась одна мечта: забыть его и не вспоминать никогда. Прошло два года - эти знания не применяются. Единственной вещью из теории множеств, применённой к функциональному анализу, стала лемма Цорна, которую мы благополучно не доказывали.

  2. При всём уважении к С.З.Свердлову должен отметить, что первоначальное обучение программированию (на языке Паскаль) в первом семестре явно недостаточное. Если бы студенты учили предмет только по лекциям, во втором семестре остались бы только те, кто знал Паскаль раньше. Остальные бы вылетели. Получается, что для успешного освоения предмета необходим учебник. Но если он необходим, зачем тогда нужны лекции? В связи с этим два предложения. Во-первых, одной лекции по программированию в неделю совершенно недостаточно. Нужно хотя бы две (практики не в счёт - там идёт только сдача индивидуальных заданий). Во-вторых. Сергей Залманович, или реально учите началам программирования, или отдайте программирование в первом семестре прикладной математики кому-нибудь. Вы прекрасно преподаёте другие курсы, но не введение.

  3. На втором курсе есть предмет ТФФА, он же "фифа" с точки зрения нашего курса, он же "туфта" с точки зрения следующего (Теория функций и функциональный анализ). Отношение студентов к этому предмету разное: 90% (включая меня) считают, что он им никогда не понадобится, 10% очень сильно сомневаются, понадобится ли он им когда-нибудь. Честное слово, жалко под него две пары в неделю на втором курсе и одну пару в неделю в пятом семестре.

  4. Четвёртый семестр. Философия. Не знаю, просчёт ли это учительницы или так сложилось со временем, но на практике мы подробно разобрали только историю философии, а самое интересное - современное состояние осталось практически нерассмотренным. Я не понимаю, почему все нормальные люди проходят философию в течение двух семестров, а физмат - за один. Причём всё равно по его окончании стоит экзамен.

  5. Четвёртый-пятый семестр. Курс топологии и дифференциальной геометрии. Он просто не связан с основным ходом обучения (в отличие, например, от комплексного анализа). При этом под него отводится две пары в неделю. Так не лучше ли это время отдать под основную специализацию - программирование? Спецкурс какой-нибудь организовать, например.

  6. Пятый семестр. Технологии Интернет. Собственно, эта страничка была сделана в рамках задания по этому предмету. Но данная статья "что мне не нравится в ОПМ" оказалась неподходящей для публикации на сайте университета. Критику они, понимаешь, не переносят. Чтобы получить зачёт, пришлось оснастить эту статью таймером - она видна только после окончания той сессии. Поставьте у себя на компьютере 2000-й год и вернитесь на эту станицу - статьи не будет.
    И совсем по мелочам
  1. Пятый семестр. Архитектура ЭВМ и язык ассемблера. Да, нас научили программировать на ассемблере. Но вместо программирования работы с файлами и ввода с клавиатуры могли бы посвятить пару уроков рассмотрению работы с профилировщиком. Потому что вообще-то ассемблер применяется для устранения узких мест в программах, а не для их написания полностью.

  2. Пятый семестр. Нам просто взяли, и забыли сообщить, что физическая электроника и компьютерная графика являются предметами по выбору. И весь курс ходил на оба предмета. Где-то в декабре выяснилось, что достаточно сдачи зачёта по одному из этих предметов (хотя, конечно, можно сдавать и два). И все студенты сдавали оба предмета (конечно, обидно ходить весь семестр на предмет, а потом выяснить, что зря). Интересно, и на следующий год третьему курсу власти забудут в сентябре сообщить о необязательности предметов?
Написать мне - mfv@mail.ru На главную © Фёдор Меньшиков, 1999-2001