БРАКОСОЧЕТАНИЕ

Согласно законодательству Российской Федерации, бракосочетание осуществляется посредством регистрации брака в государственных органах записи актов гражданского состояния. В то же время в нашей стране, где проживают представители многих народов и религиозных конфессий, существуют разнообразные народные и религиозные обряды и традиции, освящающие бракосочетание.
Православие. В православной традиции единственной формой заключения брака считается венчание, которому предшествуют «обыск» и «оглашение», имеющие целью выяснить, нет ли препятствий к браку. Венчание не может совершаться во время поста, накануне постных дней и определенных праздников. Обряд венчания происходит в храме и состоит из обручения, собственно венчания, молитвословий, чтения Апостола и Евангелия. Во время обручения священник спрашивает бракующихся об их добровольном согласии вступить в брак и, получив подтверждение, надевает им освященные кольца. На жениха и невесту возлагаются также брачные венцы (отсюда и название обряда «венчание»). Тяготы, которые могут выпасть на долю каждого человека, теперь обязаны нести двое. Венцы призваны символизировать не только царственное достоинство Христа, к которому приобщаются христиане, но и тот терновый венец, который надели на Христа палачи перед возведением на Голгофу

В конце таинства священник, держа новобрачных за руки, трижды обводит их вокруг аналоя: это и путь, который благословленная Церковью новая семья совершает ко Христу и вечной жизни с ним, и тот крестный путь, который прошел Христос.

Католицизм. Важная особенность, отличающая таинство брака католиков от всех др. таинств, состоит в том, что его совершают сами жених и невеста, которые перед лицом свидетелей заключают супружеское соглашение, принося брачные обеты. Священник (в особых случаях его может заменить диакон или даже мирянин) присутствует при заключении брака как главный свидетель и властью Церкви подтверждает и благословляет супружеский союз.

В прежние времена Католическая Церковь старалась не допускать браков между католиками и некатоликами. В наши дни браки между католиками и др. крещеными признаются ею, если они были заключены в любой др. христианской конфессии (вместе с тем католическая сторона обязуется воспитывать детей по мере возможности в католической вере). Возможны теперь и браки между христианами и неверующими. В этом случае брачные обеты приносит только верующий.

Таинство брака считается действительным, если оно осуществилось сакраментально (т. е. супружеское соглашение совершено по установленным Церковью правилам и подтверждено ею) и физически (т. е. супруги вступили в интимную близость). Таинство не может считаться действительным, если брак заключен вопреки обстоятельствам, которые, согласно каноническому праву, делают невозможным вступление в супружеский союз. В брак не может вступить человек, уже находящийся в действительном браке или принявший монашество; брак не может быть совершен по принуждению или при отсутствии брачного намерения.

Согласно католическому учению, действительный брак нерасторжим и прекращается только со смертью одного из супругов. Католическая Церковь не допускает возможности расторжения действительных браков. Специальные церковные трибуналы рассматривают только прошения о признании брака недействительным, если доказано, что имели место соответствующие обстоятельства (например, принуждение и т. п.). Нерасторжимость брака исключает повторное вступление в брак. Вместе с тем допускается развод супругов в тех случаях, когда совместная жизнь становится невозможной (хотя Церковь призывает избегать этого).

Иудаизм. В иудаистской традиции свадебная церемония носит название хула. В день свадьбы зачитывают текст ктубы (брачного договора), невеста переходит под хулу (балдахин), после чего произносятся семь благословений. По сей день соблюдается очень древний обычай, согласно которому жених разбивает стакан под хупой. Свадебный праздник длится семь дней.

В наши дни по ашкеназскому обычаю жених приходит в субботу перед свадьбой в синагогу и поднимается к Торе. Хулу ставят перед домом, во дворе синагоги или в самой синагоге. Церемония начинается с благословения, затем жених надевает кольцо на палец невесте и произносит:

«Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля». После посвящения раввин или ведущий хулу читает ктубу и семь благословений, которые принято повторять по завершении трапезы в каждой из семи дней после свадьбы.

Приданое составляют ценности, которые жена приносит в дом мужа после совершения брака. В наши дни приданым считается сумма денег, которую отец невесты обязуется предоставить в распоряжение новобрачных.

Ислам. Для мусульман брак не является таинством. Это прежде всего социальный договор, налагающий на мужчин и женщин равные обязательства и предоставляющий им равные права. Только при обоюдном выполнении всех предписаний, условий, взаимной любви и преданности брак может быть признан успешным.

Мусульманские браки довольно часто создаются по взаимному уговору родителей жениха и невесты, однако родители не должны принуждать своих детей к нежелательному для них браку. Согласно шариатскому закону (нормам религиозного права), брак по принуждению считается недействительным.

Ислам обязывает мужчину выплачивать своей жене приданое, остающееся в ее собственности. Если впоследствии брак будет сочтен неудачным, жена сможет развестись с несогласным на развод мужем только в том случае, если она вернет приданое. Если же инициатором развода выступит муж, то жене позволяется сохранить в своей собственности полученное приданое. По этой причине многие женщины, опасающиеся за долговрсмснность и прочность брачных уз, стремятся к получению максимально щедрого приданого.

Исламское бракосочетание — это простой обряд, совершаемый иной раз и в отсутствие невесты, которая по желанию может послать двух свидетелей в знак согласия на проведение брачной церемонии. Церемония заключается в чтении Корана и завершается обменом клятвенными заверениями в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты. Для проведения обряда не требуется специальное присутствие духовных особ, хотя довольно часто приглашается имам местной мечети.

Свадебное торжество называется валима и отмечается либо в день бракосочетания, либо в один из трех последующих дней. По этому поводу устраивается пир со множеством гостей. Расходы на торжество частично возвращаются в виде традиционных денежных подарков, сумма которых тщательно фиксируется для того, чтобы при случае одарить гостя равноценным подарком. Важно отметить, что эти обычаи не являются частью ислама, будучи по своей сути народными. В действительности тщеславие и мотовство, связанные с проведением свадебных торжеств, явно противоречат духу ислама и не приветствуются.

На создание смешанных браков ислам накладывает ряд ограничений. Юношам-мусульманам разрешено жениться на девушках, исповедующих христианство или иудаизм, однако девушкам-мусульманкам не дозволяется выходить замуж за юношей христианской или иудейской веры, потому что дети обычно принимают религию отцов и становятся в результате немусульманами. Мусульмане могут вступать в брак с людьми, исповедующими индуизм, буддизм и т.д., только при условии, что последние охотно воспримут новую веру и обратятся в ислам.

Исламский закон предусматривает, что мужчина вправе иметь не одну жену, а 2—4 (но не более).

Развод в исламе допускается. Процедура развода довольно проста: муж, желающий развестись со своей женой, должен троекратно объявить ей об этом намерении в трехмесячный срок. Разведенным, но желающим воссоединиться супругам необходимо вновь сочетаться законным браком. Явное несоответствие исламских правил развода российскому законодательству диктует необходимость соблюдения официальной процедуры для законного расторжения брака.


На главную страницу Следующая статья