История возникновения и
развития кинематографа
Зарождение кинематографа
Датой появления кинематографа можно считать 28 декабря 1895 года. Многие пытались снимать фильмы, но первыми большого успеха добились братья Люмьер, создавшие съемочный и копировальный аппарат для изготовления кинофильмов - синематограф.
Сеансы длились меньше минуты. Первый фильм назывался “Выход рабочих с фабрики” или “Прибытие поезда”. В нем было показано как едет поезд прямо на зрителей. Хоть для нас это не кажется чем-то необычным, но в то время это было чем-то новым и удивитеьным.
Режиссер Жорж Мельес начал объединять короткометражные фильмы в цельные. Например, его картина "Путешествие на Луну" (1902), пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне», была тогда, наверное, самым популярным фильмом.
Эпоха немого кино
Чарли Чаплин является одним из самых известных актеров немого кино и в 1917 году стал самым дорогим актером для тех времен. Начинал работать он в театре, а стал популярным благодаря своему образу бродяги, который вечно попадал в забавные ситуации.
Кино оставалось немым до 1927 года, так как не было возможности сделать звук синхронным. Показ фильмов сопровождался музыкой, которую играли в зрительном зале на пианино. Актеры с помощью жестов и мимики выражали свои чувства. Немое кино имело свой особый метафорический монтаж. Он был в виде внезапных вставок с текстом в сцены, прерывавших ход повествования.
Появление звука в фильмах
Кажется, что звук - это нововведение, которое сделает кино только лучше, но были и те, кто так не думал. Против были американские продюсеры, так как считали, что из-за языкового барьера снизится экспорт картин; звезды немого кино, потому что не смогли бы найти работу, когда стала важна поставленная речь.
Только в 1920-х годах была изобретена система записи и воспроизведения звука. На то время еще небольшая голливудская студия Warner Brothers, желая расширить свой бизнес, в 1925 году купила у компании Western Electric права на технологию звукозаписи под названием "Витафон".
В 1926 году советским изобретателем Павлом Тагером была разработана система звукового кино - тагефон. Первый советский полнометражный звуковой фильм "Путёвка в жизнь", вышедший на экраны в 1931 году был снят с его помощью. Но раньше, в 1927 году, компанией Warner Brothers был выпущен первый фильм с использованием звука - "Певец джаза", в котором в основном были музыкальные номера.
Цветное кино
Для получения цветных пленок их окрашивали. Однако с появлением массового производства пленок ручное окрашивание стало непрактичным, к тому же окрашивание мешало передаче звука. В 1932 году компания Technicolor разработала усовершенствованную трехцветную систему. Но официально эпоху цветного кино открыла только в 1935 году американская картина "Бекки Шарп", а в СССР выходит первый фильм снятый по двухцветной технологии - "Карнавал цветов". Следующие 30 лет все фильмы производились с использованием многопленочных технологий. Например, этот метод применяли при производстве мюзиклов: "Волшебник страны Оз" и "Унесённые ветром", костюмированной картины "Приключения Робина Гуда" и мультфильмов: "Белоснежка и семь гномов" и "Фантазия" в 1940-ых годах.
Широкое использование спецэффектов
С 1950-ых годов кинематограф развивался довольно размеренно и только к концу 20-го века возникли технически впечатляющие блокбастеры с компьютерными спецэффектами.
Первые примеры этой технологии можно увидеть в фильме "Терминатор 2: Судный день" в 1991 году. Хоть и часто использовались манекены и куклы в процессе съемки фильма, без компьютерной графики не обошлось. Особую сложность представили эффекты для жидкого металла терминатора Т-1000 (на рендеринг 10 секунд требовалось до недели). Industrial Light & Magic (ILM) — американская студия, основанная Джорджем Лукасом, частично сгенерировала компьютером главного персонажа. Также использовались программы: Alias, Renderman, Photoshop, специально разработанные для фильма.
Также в лентах: "День независимости" (1996), "Парк юрского периода" (1993) и "Титаник" (1997) использовались различные методы компьютерной анимации и специальные эффекты.
В конце второго тысячелетия компьютерные технологии стали широко использоваться в кино, а обработка изображения позволила максимально насытить кадры. Было множество талантливых режиссеров, которые не боялись экспериментировать, и компьютерную графику стали использовать там, где только можно. И как итог свет увидел фильм "Матрица". Чтобы снять впечатляющие сцены с использованием хромакея нужно было бы остановить пространство и время, используя обычные камеры. В этом помогла компания Manex Visual Effects, предложив идею под названием bullet-time. Она заключалась в том, что бы выставить камеры по траектории полета, а затем после съемки соединить фотографии. В итоге получаются кадры с как будто зависшими актерами в воздухе.
Эра цифрового кинематографа и современные фильмы
В 1999 году на выставке техники в Лас-Вегасе был представлен первый цифровой кинопроектор "Мультиплекс". Пришла эра цифрового кинематографа. И первым прокатным цифровым фильмом стала "История игрушек 2" от компании Pixar. И сейчас почти все производители отдают предпочтение цифре, однако у пленки все еще поклонники, например, Кристофер Нолан, Квентин Тарантино и Стивен Спилберг при возможности стараются использовать пленку.
Современные фильмы ушли уже очень далеко от синематографа братьев Люмьер. Кажый год создатели кино пытаются удивить чем-то новым избалованного зрителя. Например, в фильме "Аватар 2", вышедшем в 2022 году главной технологией является motion capture - захват движения. Графика вышла на тот уровень, что ее практически не отличить от реальности.
Кино стало очень популярным и как следствие прибыльным делом. В 2018 году во всем мире вышло более 40000 кинокартин разного жанра и всего лишь 10 голливудских кассовых хитов принесли суммарно 11 083 326 000 долларов!