WARNING! Parental advisory. IT IS ABSURD! |
(настоящее имя — Чарльз Лютвидж Доджсон)
Я сама себя не понимаю, сэр, потому что
получается, что я — это не я!
Видите, чо получается?
Л. Кэррол. Алиса в стране чудес
Факты биографии:
Во-первых, было два основоположника литературы абсурда —
Эдвард Лир, издавший несколько «Книг нонсенса», и Льюис Кэррол,
издавший сперва «Алису в стране чудес», потом «Алису в Зазеркалье»,
а потом (в марте 1876 года) поэму «Охота на Снарка».
Во-вторых, Льюис Кэррол тридцать лет преподавал математику
в Колледже Церкви Христа, что в городе Оксфорде, написал за свою жизнь много
учёных книг и чуть ли не сто тысяч писем разным людям — взрослым и детям,
немножко заикался и замечательно фотографировал.
В-третьих все его произведения написаны для детей и посвящены
им («Страну чудес» — Алисе Лиддел, «Охоту на Снарка» —
Гертруде Чатауэй), но взрослые не успокоятся, пока не отберут его творчество себе.
Только, мол, sages and grey-haired philosophers (то есть, мудрецы и
поседелые философы), способны понять, где там собака зарыта. И пошли толковать
так и сяк.
Рассуждения на тему:
Всё-таки это моя самая любимая вселенная. Я никогда непрочь
спрятаться там на пару часов. Признаюсь, был соблазн там и остаться…
Несмотря на весь свой абсурд она удивительно стройная. А ещё — она
самая реалистичная, хотя, на первый взгляд, кажется абсолютно сказочной.
Наверное весь секрет в её нарочитой абсурдности. Никакими более выразительными
средствами нельзя наверное лучше описать объективную (хм… )
реальность. Казалось бы, вот та самая альтернатива, которой нам не хватает.
Что может быть притягательнее чем волшебство. Но все обитатели волшебного
мира только и делают, что пытаются быть логичными. И та глупость и несуразность,
которая получается в итоге очень напоминает реальных людей, многие из которых
за напускной серьёзностью пытаются скрыть своё непонимание мира.
Как-то я отважился на своеобразный научный эксперимент. Я пытался построить свою жизнь как можно более логичной. Продержался, кстати, довольно долго — полтора года. Потом сломался. Испугался, наверное. Чем серьёзнее и правильнее (казалось бы стройнее и твёрже) кажется твоя жизнь, тем более хрупкой, неестественной и ненужной (как много «не») она становиться на самом деле. А уж потеряться в своей собственной реальности куда хуже, чем заблудиться в чужой. В то время, кстати, я бессознательно пытался подражать Алисе и искать для всего правдоподобное и логичное (опять это слово) объяснение, по крайней мере для себя. Помните наверное: «от горчицы — огорчаются, от уксуса — куксятся». На самом деле помогает так себе. Скорее мешает. Рано или поздно встречаешься с чем-нибудь стопроцентно необъяснимым и хоть убейся тут. Так кстати у наших далёких предков появились мифы (такое понятие я уже употреблял как-то в начале разговора). Что нельзя объяснить — можно придумать, главное чтобы правдоподобно.
И всё-таки самое главное в книжке про Алису —
это не загадки, не фокусы, не головоломки, не игра слов и даже не блистательная
игра ума, а… сама Алиса. Приведу отрывок из письма Льюиса Кэррола
театральному режиссёру, который решил поставить сказку на сцене:
«…Какой же я видел тебя, Алиса, в своём воображений? Какая ты?
Любящая — это прежде всего: любящая и нежная; и ещё —
учтивая: вежливая и приветливая со всеми, с великими и малыми, с могучими и
смешными, с королями и червяками, словно ты сама — королевская
дочь в шитом золотом наряде. И ещё — доверчивая, готовая поверить
в самую невозможную небыль и принять се с безграничным доверием мечтательницы;
и, наконец, — любопытная, отчаянно любопытная и жизнерадостная той
жизнерадостностью, какая даётся лишь в детстве, когда весь мир нов и прекрасен
и когда горе и грех — всего лишь слова, пустые звуки, не означающие
ничего!
»
Вот и ещё один секрет. Детство. Тогда никакой альтернативы ещё не нужно. В детстве сам факт существования — это прекрасная мечта. Единственное время в жизни, когда человек верит в возможность изменить мир для себя. Именно поэтому такой правдоподобной кажется реальность, предложенная писателем. Мы все верим в детство. А в детстве чудеса — нормальное явление. И мифы тогда — совсем и не мифы никакие, а просто реальная частица мира, которую не успел пока осознать. Вокруг так много нового, что поначалу можно что-нибудь и не заметить. А ещё как и все дети я после своего эксперимента уже не доверяю логике. По крайней мере если предстоит решить для себя что-нибудь посложнее задачки по матанализу… :)
Не знаю как у вас, но для меня очень часто художественные произведения ассоциируются с музыкой. И книги Кэррола воспринимаются исключительно под пасмурные, немного истеричные, местами агонизирующие, а местами умиротворённые песни Radiohead с альбома «Kid A». Не знаю почему. Они наверное тоже достаточно абсурдны и полны загадок. Но в них также бесконечно много чуда, и в них так легко поверить. А больше, собственно ничего и не требуется.
Могу дать один совет напоследок:
если после моих рассуждений вы вдруг случайно захотите прогуляться в Страну
Чудес — не забудьте ВЕРНУТЬСЯ.
На главную | А. де Сент-Экзюпери | Уильям Гибсон | Макс Фрай | Об авторе |
---|