WARNING! Parental advisory. IT IS ABSURD!

Льюис Кэррол

(настоящее имя — Чарльз Лютвидж Доджсон)

Я сама себя не понимаю, сэр, потому что
получается, что я — это не я!
Видите, чо получается?
Л. Кэррол. Алиса в стране чудес

Факты биографии:
   Во-первых, было два основоположника литературы абсурда — Эдвард Лир, издавший несколько «Книг нонсенса», и Льюис Кэррол, издавший сперва «Алису в стране чудес», потом «Алису в Зазеркалье», а потом (в марте 1876 года) поэму «Охота на Снарка».
   Во-вторых, Льюис Кэррол тридцать лет преподавал математику в Колледже Церкви Христа, что в городе Оксфорде, написал за свою жизнь много учёных книг и чуть ли не сто тысяч писем разным людям — взрослым и детям, немножко заикался и замечательно фотографировал.
   В-третьих все его произведения написаны для детей и посвящены им («Страну чудес» — Алисе Лиддел, «Охоту на Снарка» — Гертруде Чатауэй), но взрослые не успокоятся, пока не отберут его творчество себе. Только, мол, sages and grey-haired philosophers (то есть, мудрецы и поседелые философы), способны понять, где там собака зарыта. И пошли толковать так и сяк.

Рассуждения на тему:
   Всё-таки это моя самая любимая вселенная. Я никогда непрочь спрятаться там на пару часов. Признаюсь, был соблазн там и остаться… Несмотря на весь свой абсурд она удивительно стройная. А ещё — она самая реалистичная, хотя, на первый взгляд, кажется абсолютно сказочной. Наверное весь секрет в её нарочитой абсурдности. Никакими более выразительными средствами нельзя наверное лучше описать объективную (хм… ) реальность. Казалось бы, вот та самая альтернатива, которой нам не хватает. Что может быть притягательнее чем волшебство. Но все обитатели волшебного мира только и делают, что пытаются быть логичными. И та глупость и несуразность, которая получается в итоге очень напоминает реальных людей, многие из которых за напускной серьёзностью пытаются скрыть своё непонимание мира.

   Как-то я отважился на своеобразный научный эксперимент. Я пытался построить свою жизнь как можно более логичной. Продержался, кстати, довольно долго — полтора года. Потом сломался. Испугался, наверное. Чем серьёзнее и правильнее (казалось бы стройнее и твёрже) кажется твоя жизнь, тем более хрупкой, неестественной и ненужной (как много «не») она становиться на самом деле. А уж потеряться в своей собственной реальности куда хуже, чем заблудиться в чужой. В то время, кстати, я бессознательно пытался подражать Алисе и искать для всего правдоподобное и логичное (опять это слово) объяснение, по крайней мере для себя. Помните наверное: «от горчицы — огорчаются, от уксуса — куксятся». На самом деле помогает так себе. Скорее мешает. Рано или поздно встречаешься с чем-нибудь стопроцентно необъяснимым и хоть убейся тут. Так кстати у наших далёких предков появились мифы (такое понятие я уже употреблял как-то в начале разговора). Что нельзя объяснить — можно придумать, главное чтобы правдоподобно.

Мир Льюиса Кэррола

   И всё-таки самое главное в книжке про Алису — это не загадки, не фокусы, не головоломки, не игра слов и даже не блистательная игра ума, а… сама Алиса. Приведу отрывок из письма Льюиса Кэррола театральному режиссёру, который решил поставить сказку на сцене:
«…Какой же я видел тебя, Алиса, в своём воображений? Какая ты? Любящая — это прежде всего: любящая и нежная; и ещё — учтивая: вежливая и приветливая со всеми, с великими и малыми, с могучими и смешными, с королями и червяками, словно ты сама — королевская дочь в шитом золотом наряде. И ещё — доверчивая, готовая поверить в самую невозможную небыль и принять се с безграничным доверием мечтательницы; и, наконец, — любопытная, отчаянно любопытная и жизнерадостная той жизнерадостностью, какая даётся лишь в детстве, когда весь мир нов и прекрасен и когда горе и грех — всего лишь слова, пустые звуки, не означающие ничего! »

   Вот и ещё один секрет. Детство. Тогда никакой альтернативы ещё не нужно. В детстве сам факт существования — это прекрасная мечта. Единственное время в жизни, когда человек верит в возможность изменить мир для себя. Именно поэтому такой правдоподобной кажется реальность, предложенная писателем. Мы все верим в детство. А в детстве чудеса — нормальное явление. И мифы тогда — совсем и не мифы никакие, а просто реальная частица мира, которую не успел пока осознать. Вокруг так много нового, что поначалу можно что-нибудь и не заметить. А ещё как и все дети я после своего эксперимента уже не доверяю логике. По крайней мере если предстоит решить для себя что-нибудь посложнее задачки по матанализу… :)

   Не знаю как у вас, но для меня очень часто художественные произведения ассоциируются с музыкой. И книги Кэррола воспринимаются исключительно под пасмурные, немного истеричные, местами агонизирующие, а местами умиротворённые песни Radiohead с альбома «Kid A». Не знаю почему. Они наверное тоже достаточно абсурдны и полны загадок. Но в них также бесконечно много чуда, и в них так легко поверить. А больше, собственно ничего и не требуется.

Могу дать один совет напоследок:
если после моих рассуждений вы вдруг случайно захотите прогуляться в Страну Чудес — не забудьте ВЕРНУТЬСЯ.

На главную А. де Сент-Экзюпери Уильям Гибсон Макс Фрай Об авторе