logo
Главная История Правила Команды Чемпионат
     
 
Содержание
Скачать правила
Раздел 1. Вступление
Раздел 2. Игра

Раздел 1. Вступление

(Наверх)

Характеристика игры

(
Наверх)

Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой.

Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода <за> или ошибки команды.

В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система <каждый розыгрыш - очко>). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

Раздел 2. Игра

(Наверх)

Глава 1. Сооружения и оборудование

(Наверх)

1.Игровое поле

(Наверх)
Игровое поле

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

1.1 Размеры

Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3-5 м и от лицевых - 5-8 м. Высота свободного пространства над игровым полем - 12,5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.

1.2 Игровая поверхность

1.2.1 Игровая поверхность должна быть плоской, горизонтальной и однообразной. Она не должна представлять никакой опасности для игроков. Запрещено играть на неровных или скользких поверхностях. Для официальных соревнований разрешается только деревянное или синтетическое покрытие. Любое покрытие должно быть предварительно утверждено ФИВБ(Международная Федерация волейбола).

1.2.2 В залах поверхность игровых площадок должна быть светлого цвета. Для официальных соревнований ФИВБ белый цвет линий является обязательным. Цвeтa игровой площадки и свободной зоны должны отличаться друг от друга.

1.3 Линии на площадке

1.3.1 Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий.

1.3.2 Ограничительные линии. Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.

1.3.3 Средняя линия. Ось средней линии разделяет игровую площадку нa две равные площадки размером 9х9 м каждая. Эта линия соединяет середины боковых сторон и проходит под сеткой.

1.3.4 Линия атаки. Ha каждой площадке линия атаки наносится в 3-х метрах сзади от средней линии и продолжена 5-ю линиями (длиной 15 см) с интервалами 5 см за боковыми линиями. Для официальных соревнований ФИВБ линия атаки продолжена дополнительными прерывистыми линиями от боковых сторон, пятью короткими, 15-сантиметровыми линиями шириной 5 см, нанесенными через 20 см, общей длиной 1,75 м.

1.4 Зоны и места

1.4.1 Передняя зона. Ha каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии атаки, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону). Передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.

1.4.2 Зона подачи. Зона подачи - это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными нa расстоянии 20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи. В глубину зона подачи простирается до конца свободной зоны.

1.4.3 Зона замены. Зона замены - это часть свободной зоны, ограниченная продолжением обоих линий атаки до столика секретаря.

1.4.4 Места разминки. Для официальных соревнований ФИВБ места разминки размером приблизительно 3х3 м расположены за пределами свободной зоны в обеих углах со стороны скамеек команд.

1.4.5 Места для удаленных. Места для удаленных, оборудованные двумя стульями, располагаются в свободной зоне за продолжением лицевой линии. Они могут быть ограничены красной линией шириной 5 см.

2. Сетка и стойки

(Наверх)

2.1 Высота сетки

2.1.1 Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин. Для детских соревнований:

 

11-12 лет

13-14 лет

15-16 лет

17-18 лет

юноши

220 см

230 см

240 см

243 см

девушки

200 см

210 см

220 см

224 см

2.1.2 Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки (над двумя боковыми линиями) должна быть совершенно одинаковой и нe должна превышать установленную высоту более чем на 2 см.

2.2 Структура

Сетка шириной 1 метр и длиной 9,5 метров состоит из черных ячеек в форме квадрата со стороной 10 см. Верхний край сетки обшивается горизонтальной белой лентой шириной 5 см. На концах ленты имеются отверстия, через которые пропущен шнур, привязывающий ленту к стойкам для ее натяжения. Внутри ленты находится гибкий трос для крепления сетки к стойкам и натяжения. Внизу сетки (без горизонтальной ленты) находится шнур, пропущенный через ячейки, для крепления ее к стойкам и натяжения.

2.3 Ограничительные ленты

Две белые ограничительные ленты, прикрепляются вертикально к сетке и располагаются прямо над каждой боковой линией. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки.

2.4 Антенны

Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1,8 м и диаметром 10 мм, сделанный из стекловолокна или подобного ему материала. Две антенны прикрепляются с внешнего края ограничительных лент и расположены на противоположных сторонах сетки. Каждая антенна возвышается над сеткой на 80 см и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см, предпочтительно красного и белого. Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам плоскость перехода(Плоскость перехода – это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом: снизу - верхним краем сетки; по бокам – антеннами и их воображаемым продолжением;сверху - потолком).

2.5 Стойки

2.5.1 Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 0,5-1,0 м за боковыми линиями. Высота стоек 2,55 м, и желательно, чтобы они были регулируемыми.

2.5.2 Стойки должны быть круглыми и гладкими, без опасных для игроков или мешающих игре приспособлений. Они устанавливаются на поверхности без растяжек.

3. Мячи

(Наверх)
Примеры мячей
Мач №1    Мач №2    Мач №3

3.1 Стандарты

Мяч должен быть сферическим, с покрытием, сделанным из эластичной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного ей материала. Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным. Материал из синтетической кожи и цветовые комбинации мячей, используемых в официальных международных соревнованиях, должны соответствовать стандартам ФИВБ. Окружность мяча 65-67 см и вес 260-280 г.

3.2 Однообразие мячей

Все мячи, используемые в матче, должны иметь одинаковые стандарты окружности, веса, давления, типа, цвета и т.д. Официальные соревнования ФИВБ, также как и Национальные чемпионаты и чемпионаты Лиг, должны играться мячами, утвержденными ФИВБ, если иное не согласованно ФИВБ.

3.3 Использование трех мячей

Для Мировых и официальных соревнований ФИВБ должны использоваться три мяча. В этом случае 6 подавальщиков мячей находятся по одному в каждом углу свободной зоны и по одному позади каждого из судей.

Глава 2. Участники

(Наверх)

4. Команды

(Наверх)

4.1 Состав команды

4.1.1 Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача. Для официальных соревнований ФИВБ врач должен быть заблаговременно аккредитован OHM.

4.1.2 Один из игроков, является капитаном команды и должен быть отмечен в протоколе. Либеро не может быть капитаном.(Либеро, или свободный защитник, - это игрок команды, который меняет нападающего с момента подачи то того момента, когда он выходит на переднюю линию атаки)

4.1.3 Только игроки, записанные в протокол, могут выйти на площадку и играть в матче. После подписания протокола тренером и капитаном, записанные игроки не могут быть изменены.

4.2 Размещение команды

4.2.1 He участвующие в игре игроки должны сидеть на скамейке команды или находиться в своем месте разминки. Тренер и другие члены команды должны сидеть на скамейке, но могут временно покинуть ее. Скамейки команд располагаются рядом со столиком секретаря, за пределами свободной зоны.

4.2.2 Только членам команды разрешено сидеть на скамейке во время матча и принимать участие в разминке.

4.3 Игровая форма

Игровую форму игрока составляют футболка, трусы, носки и спортивная обувь.

4.3.1 Цвет и дизайн футболок, трусов и носков для команды должен быть однообразным (кроме Либеро) и форма должна быть чистой.

4.3.2 Обувь должна быть легкой и гибкой, с резиновыми или кожаными подошвами, без каблуков. Для официальных соревнований ФИВБ для взрослых цвет обуви в команде должен быть однообразным, но торговые марки могут отличаться по цвету и дизайну. Футболки и трусы должны соответствовать стандартам ФИВБ.

4.3.3 Футболки игроков должны быть пронумерованы ОТ 1 ДО 24.

4.3.3.1 Номер должен быть расположен на футболке по центру на груди и на спине. Цвет и яркость номеров должны контрастировать с цветом и яркостью футболок.

4.3.3.2 Номер должен быть размером 15 см на 20 см на груди и спине. Полоски, образующие номер, должны быть шириной 2 см. Для официальных соревнований ФИВБ игровой номер должен быть повторен на правой части трусов. Высота номера должна быть от 4 до б см, и полоски, образующие номер, должны быть шириной минимvм 1 см.

4.3.4 Капитан команды должен иметь на своей футболке полоску 8х2 см, подчеркивающую номер на груди.

4.4 Изменения игровой формы

Первый судья может разрешить игрокам:

4.4.1 играть босиком;

4.4.2 сменить влажную форму между партиями или после замены, при условии, что новая форма имеет одинаковый с прежней цвет, модель и номер;

4.4.3 в холодную погоду играть в тренировочных костюмах, при условии, что они одного цвета и модели для всей команды (кроме Либеро) и пронумерованы в соответствии с Правилом 4.3.3.

4.5 3апрещенные предметы

4.5.1 Запрещено играть в предметах, которые могут привести к травме, или дать искусственное преимущество игроку.

4.5.2 Игроки могут играть в очках на свой собственный риск.

5. Руководители команды

(Наверх)

Тренер и капитан команды отвечают за поведение и дисциплину членов их команды.

5.1 Капитан

5.1.1 Перед матчем капитан команды подписывает протокол и представляет свою команду на жеребьевке.

5.1.2 Во время матча капитан команды действует как игровой капитан, когда он в игре. Когда капитан команды не играет нa площадке, тренер или сам капитан назначает другого игрока на площадке, но нe Либеро, принять на себя обязанности игрового капитана. Игровой капитан сохраняет свои функции до замены, возвращения капитана команды в игру, или до окончания партии. Когда мяч находится вне игры, только игровому капитану разрешено обратиться к судьям:

5.1.2.1 Спрашивать разъяснение применения Правил и представлять просьбы или вопросы партнеров. Если разъяснение не удовлетворит игрового капитана, он должен немедленно сообщить судье свое несогласие. Этим резервируется право записать официальный протест в протокол в конце матча;

5.1.2.2 Запрашивать разрешения: а) сменить игровую форму, б) проверить расстановки команд, в) проверить пол, сетку, мяч и т.д.

5.1.2.3 Просить тайм-ауты и замены.

5.1.3 После окончания матча капитан команды:

5.1.3.1 благодарит судей и подписывает протокол, подтверждая результат матча;

5.1.3.2 если он (или игровой капитан) предварительно выазил несогласие с первым судьей, это несогласие может быть подтверждено и записано в протокол как официальный протест.

5.2 Тренер

5.2.1 Ha протяжении матча тренер руководит игрой своей команды, находясь за пределами игровой площадки. Он определяет стартовые составы и расстановки. замены и берет тайм-ауты. По этим вопросам он контактирует со вторым судьей.

5.2.2 Перед матчем тренер записывает или проверяет в протоколе фамилии и номера своих игроков и затем подписывает его.

5.2.3 Во время матча Тренер:

5.2.3.1 перед каждой партией дает секретарю или второму судье должным образом заполненную и подписанную карточку расстановки,

5.2.3.2 сидит на скамейке команды ближе всех к секретарю, но может временно покинуть ее,

5.2.3.3 может давать инструкции игрокам на площадке. Тренер может давать эти инструкции стоя или двигаясь в пределах свободной зоны от скамейки его команды до места разминки, не мешая и нe задерживая матч.

5.3 Помощник тренера

5.3.1 Помощник тренера сидит нa скамейке команды, но нe имеет права вмешиваться в матч.

5.3.2 Если тренер покидает площадку, помощник тренера может принять на себя выполнение его функций по просьбе игрового капитана и с разрешения первого судьи.

Глава 3. Игровой формат

(Наверх)

6. Набор очка, выигрыш партии и матча

(Наверх)

6.1 Набор очка

6.1.1 Команда набирает очко:

6.1.1.1 При попадании мяча на игровой площадке соперника;

6.1.1.2 Когда команда соперника совершает ошибку;

6.1.1.3 Когда команда соперника получает Замечание.

6.1.2 Всякий раз, когда команда совершает ошибку, судьи фиксируют ее и определяют наказания в соответствии с настоящими Правилами:

6.1.2.1 Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка.

6.1.2.2 Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.

6.1.3 Розыгрышем мяча являются игровые действия с момента удара при подаче до того, как мяч выйдет из игры.

6.1.3.1 Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать;

6.1.3.2 Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

6.2 Выигрыш партии

6.2.1 Партия (кроме решающей - 5-й) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25, ...).

6.3 Выигрыш матча

6.3.1 Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

6.3.2 При счете партий 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.

6.4 Неявка и неполная команда

6.4.1 Если команда отказывается играть после требования сделать это, она объявляется не явившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии.

6.4.2 Команда, которая без уважительных причин нe выходит вовремя на игровую площадку, объявляется не явившейся с тем же результатом, что и в Правиле 6.4.1.

6.4.3 Команда, объявленная НЕПОЛНОЙ в партии или в матче проигрывает партию или матч. Команда-соперник получает очки, или очки и партии, необходимые для победы в партии или в матче. Неполная команда сохраняет свои очки и партии.

7. Структура игры

(Наверх)

7.1 Жеребьевка

Перед матчем первый судья проводит жеребьевку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. Перед решающей партией должна быть проведена новая жеребьевка.

7.1.1 Жеребьевка происходит в присутствии двух капитанов команд.

7.1.2 Победитель жеребьевки выбирает любое из двух:

7.1.2.1 право подавать или принимать подачу или

7.1.2.2 сторону площадки.

Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.

7.2 Разминка

7.2.1 Если команды предварительно имели в своем распоряжении игровую площадку, то каждая команда будет иметь 3-минутную разминку на сетке перед матчем, если нет-то каждая команда будет иметь 5-минутную разминку на сетке.

7.2.2 Если оба капитана согласны проводить разминку на сетке вместе, то команды могут делать это б или 10 минут, в соответствии с Правилом 7.2.1.

7.3 Расстановка команды

7.3.1 В игре всегда должны участвовать по шесть игроков от каждой команды. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке, который должен быть сохранен на протяжении всей партии.

7.3.3 Игроки, которые не включены в начальную расстановку на данную партию, являются в этой партии запасными (кроме Либеро).

7.4 Позиции

В момент удара по мячу подающим, игроки каждой команды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего).

7.4.1 Позиции игроков пронумерованы следующим образом:

7.4.1.1 три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний-левый), 3 (передний-центральный) и 2 (передний-правый);

7.4.1.2 другие три игрока являются игроками задней линии и занимают позиции 5 (задний-левый), б (задний-центральный) и 1 (задний-правый).

7.4.2 Соответствующие позиции между игроками

7.4.2.1 Каждый игрок задней линии должен быть расположсен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.

7.4.2.2 Игроки передней линии и игроки задней линии должны, соответственно, быть расположены в порядке, указанном в Правиле 7.4.1.

7.4.3 Положения игроков определяются и контролируются в соответствии с расположением их стоп, контактирующих с поверхностью площадки следующим образом:

7.4.3.1 по крайней мере, часть стопы каждого игрока передней линии должна быть ближе к средней линии, чем стопы соответствующего игрока задней линии;

7.4.3.2 по крайней мере, часть стопы каждого правого (левого) бокового игрока должна быть ближе к правой (левой) боковой линии, чем стопы центрального игрока его линии.

7.4.4 После подачи мяча игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.

7.5 Ошибка в расстановке

7.5.1 Команда совершает позиционную ошибку если любой игрок нe находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим.

7.5.2 Если подающий совершает ошибку на подаче при ее выполнении, то ошибка подающего превалирует над позиционной ошибкой.

7.5.3 Если подача становится ошибочной при подаче, то засчитывается позиционная ошибка.

7.5.4 Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям:

7.5.4.1 команда наказывается проигрышем розыгрыша;

7.5.4.2 игроки занимают свои правильные позиции.

7.6 Переход

7.6.1 Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется всю партию.

7.6.2 Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят нa одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.

7.7 Ошибки при переходе

7.7.1 Ошибка при переходе считается совершенной, когда подача не выполнена в соответствии с порядком перехода. Это приводит к следующим последствиям:

7.7.1.1 команда накаывается проигрышем розыгрыша;

7.7.1.2 порядок перехода игроков исправляется.

7.7.2 Дополнительно, секретарь должен определить точный момент совершения ошибки и все очки набранные командой после совершения ошибки, должны быть аннулированы. Очки соперника сохраняются. Если этот момент не может быть определен, анулирование очков нe производится и единственной санкцией является проигрыш розыгрыша.

8. Замена игроков

(Наверх)

3амена – это акт, при котором игрок, после того как секретарь сделал запись, вступает в игру на место другого игрока, который должен покинуть площадку (кроме Либеро). Замена требует разрешения судьи.

8.1 Ограничения замен

8.1.1 В каждой партии команде разрешено максимум 6 замен. Одновременно могут быть заменены один или более игроков.

8.1.2 Игрок начальной расстановки может выйти из игры и возвратиться, но только один раз в партии и только на позицию заменившего его игрока.

8.1.3 Заменяющий игрок может войти в игру только один раз в партии на место игрока начальной расстановки, и может быть заменен игроком, которого он заменил.

8.2 Исключительная замена

Травмированный игрок (кроме Либеро), который не может продолжать играть, должен быть заменен согласно правилам замены. Если это невозможно, команде дается право сделать исключительную замену, сверх ограничений Правила 8.1. Исключительная замена означает, что любой игрок (кроме Либеро), не находившийся в момент травмы на площадке, может заменить травмированного игрока. Замененному травмированному игроку нe разрешается вернуться в игру. Исключительная замена ни при каком случае не может считаться как обычная замена.

8.3 Замена при удалении или дисквалификации

Удаленный или дисквалифицированный игрок должен быть заменен по правилам замены игроков. Если это невозможно, то команда объявляется неполной.

8.4 Неправильная замена

8.4.1 Замена является неправильной, если она превышает ограничения, указанные в Правиле 8.1 (исключая случай Правила 8.2).

8.4.2 Когда команда произвела неправильную замену и игра была возобновлена, должна осуществляться следующая процедура:

8.4.2.1 команда наказывается проигрышем розыгрыша,

8.4.2.2 замена исправляется,

8.4.2.3 очки, набранные провинившейся командой после совершения ошибки, аннулируются. Очки соперника сохраняются.

Глава 4. Игровые действия

(Наверх)

9. Состояния игры

(Наверх)

9.1 Мяч в игре

Мяч находится в игре с момента удара при подаче, разрешенной первым судьей.

9.2 Мяч вне игры

Мяч находится вне игры с момента ошибки, которая зафиксирована свистком одного из судей.

9.3 Мяч >в площадке>

Мяч считается >в площадке>, когда он касается ее поверхности, включая ограничительные линии.

9.4 Мяч <за>

Мяч считается >за> когда:

9.4.1 часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями;

9.4.2 он касается предмета за пределами площадки, потолка или нe участвующего в игре человека;

9.4.3 он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за пределами боковых лент;

9.4.4 он пересекает вертикальную плоскость сетки, целиком или частично находясь за пределами плоскости перехода

9.4.5 он полностью пересекает плоскость под сеткой.

10. Игра мячом

(Наверх)

Каждая команда должна играть в пределах ее собственного игрового поля и пространства (исключая Правило 11.1.2). Мяч может, тем нe менее, быть возвращен в игру из-за пределов свободной зоны.

10.1 Удары (касания) команды

Команде дано право максимум на 3 удара для возвращения мяча. Если использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку >четыре удара>. Ударами команды считаются нe толькопреднамеренные удары игроков, но, также, неумышленные соприкосновения с мячом.

10.1.1 Последовательные касания

Игрок нe может ударить мяч два раза подряд.

10.1.2 Одновременные касания

Два или три игрока могут касаться мяча одновременно.

10.1.2.1 Когда два (три) партнера касаются мяча одновременно, то это считается как два (три) удара (исключая блокирование). Если они пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, то засчитывается один удар. Столкновение игроков не считается ошибкой.

10.1.2.2 Когда два соперника касаются мяча одновременно над сеткой и мяч остается в игре, то команде, принимающей мяч, дается право еще на три удара.

10.1.2.3 Если одновременные соприкосновения двумя соперниками приводят к >захвату>, то это является >обоюдной ошибкой> и розыгрыш повторяется.

10.1.3 Удар при поддержке

В пределах игрового поля игроку нe разрешается использовать поддержку партнера по команде или любого устройства/предмета для того, чтобы дотянуться до мяча. Однако игрок, который находится на грани совершения ошибки (касание сетки, или переход средней линии и т.д.) может быть остановлен или удержан партнером по команде.

10.2 Характеристики удара (касания)

10.2.1 Мяч может касаться любой части тела.

10.2.2 Мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении.

10.2.3 Мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновения происходят одновременно.

Исключения:

10.2.3.1 При блокировании последовательные соприкосновения могут быть сделаны одним или более блокирующим(ими), при условии, что соприкосновения состоялись во время одного действия;

10.3 Ошибки при игре мячом

10.3.1 Четыре удара: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника;

10.3.2 Удар при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча;

10.3.3 Захват: игрок нe ударяет мяч, а захватывает его и/или бросает.

10.3.4 Двойное касание: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

11. Мяч у сетки

(Наверх)

11.1 Мяч, пересекающий сетку

11.1.1 Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах плоскости перехода. Плоскость перехода – это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом:

11.1.1.1 снизу - верхним краем сетки;

11.1.1.2 по бокам – антеннами и их воображаемым продолжением;

11.1.1.3 сверху - потолком.

11.1.2 Мяч, который пересек плоскость сетки в свободную зону соперника, полностью или частично через внешнее пространство, может быть возвращен, не нарушая правила 3-х касаний, и при условии, что:

11.1.2.1 He было касания площадки соперника игроком, возвращающим мяч на свою сторону;

11.1.2.2 возвращаемый мяч вновь пересекает плоскость сетки полностью или частично через внешнее пространство на этой же стороне площадки. Команда соперника не может препятствовать такому действию.

11.2 Мяч, касающийся сетки

При переходе через сетку мяч может касаться ее.

11.3.1 Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если команда не нарушила правило 3-х касаний.

11.3.2 Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее падение, то розыгрыш аннулируется и переигрывается.

12. Игрок у сетки

(Наверх)

12.1 Перенос рук через сетку

12.1.1 При блокировании блокирующий может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии, что он не мешает игре соперника, до или во время нападающего удара последнего.

12.1.2 Игроку разрешено переносить руку через сетку после атакующего удара, при условии, что сам удар был выполнен в пределах его собственного игрового пространства.

12.2 Проникновение под сеткой

12.2.1 Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии, что это не мешает его игре.

12.2.2 Переход на площадку соперника через среднюю линию:

12.2.2.1 разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами) или кистью (кистями) при условии, что какая-нибудь часть переносимой стопы (стоп) или кисти (кистей) касается средней линии или находится прямо над ней.

12.2.2.2 запрещено касаться площадки соперника любой другой частью тела.

12.2.3 Игрок может заступить на площадку соперника после выхода мяча из игры.

12.2.4 Игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии, что они не мешают его игре.

12.3 Касание сетки

12.3.1 Касание сетки или антенны не является ошибкой, исключая, когда игрок касается их во время игрового действия мячом или это мешает игре.

12.3.2 После того как игрок ударил мяч, он может касаться стоек, шнуров или любого другого предмета за пределами общей длины сетки, при условии, что это не мешает игре.

12.3.3 Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, то это не является ошибкой.

12.4 Ошибки игрока у сетки

12.4.1 Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника.

12.4.2 Игрок проникает в пространство соперника под сеткой, мешая игре последнего.

12.4.3 Игрок проникает на площадку соперника.

12.4.4 Игрок касается сетки или антенны в о время его игрового действия мячом или мешает игре.

13. Подача

(Наверх)

Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.

13.1 Первая подача в партии

13.1.1 Право первой подачи в первой и решающей партии определяется жеребьевкой..

13.1.2 В других партиях первой подает команда, которая нe подавала первой в предыдущей партии.

13.2 Порядок подачи

13.2.1 Игроки должны соблюдать очередность подач, записанную в карточке расстановки.

13.2.2 После первой подачи в партии, подающий игрок определяется следующим образом:

13.2.2.1 когда подающая команда выигрывает розыгрыш, игрок (или его замена), который подавал до этого, подает вновь;

13.2.2.2 когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает право подавать, и ее игроки переходят до выполнения подачи. Игрок, который переходит с правой позиции передней линии на правую позицию задней линии, будет подавать.

13.3 Разрешение на подачу

Первый судья разрешает подачу после проверки того, что подающий владеет мячом и что команды готовы играть.

13.4 Выполнение подачи

13.4.1 Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он будет подброшен или выпущен с руки (рук).

13.4.2 Разрешается только один раз подбросить мяч для подачи. Допускается перед подачей постукивание мячом и перемещение его в руках.

13.4.3 В момент удара по мячу при подаче или при подаче в прыжке, подающий не должен касаться ни игровой площадки (включая лицевую линию), ни поверхности за пределами зоны подачи.

После удара подащий игрок может входить или приземляться за пределами зоны подачи или на игровой площадке.

13.4.4 Подающий должен нанести удар по мячу в течение 8 секунд пocлe свистка первого судьи на подачу.

13.4.5 Подача, совершенная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.

13.6.1 Ошибки при подаче

Следующие ошибки приводят к переходу подачи, даже если соперник находился в неправильной расстановке.

Подающий:

13.6.1.1 нарушает очередность подачи;

13.6.1.2 не выполняет подачу правильно.

13.6.2 Ошибки при подаче после удара по мячу

После правильного исполнения подачи, она становится ошибочной (если игрок не нарушает расстановку), если мяч:

13.6.2.1 касается игрока подающей команды или нe пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через плоскость перехода;

13.6.2.2 выходит <за>;

13.7 Ошибки, совершенные после подачи и позиционные ошибки

13.7.1 Если подающий совершает ошибку при подаче (неправильное выполнение, нарушение очередности и т.д.), а соперник нарушает расстановку, то фиксируется и наказывается ошибка при подаче.

13.7.2 Если само выполнение подачи было правильным, но подача впоследствии становится ошибочной, то первой фиксируется и наказывается ошибка в расстановке игроков на приеме.

14. Атакующий удар

(Наверх)

14.1 Атакующий удар

14.1.1 Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами.

14.1.2 Как разновидность атакующего удара разрешается обман(скидка), при условии, что мяч не брошен и нет длительного сопровождения мяча рукой.

14.1.3 Атакующий удар завершается в момент, когда мяч полностью пересекает вертикальную плоскость сетки или касается игрока соперника.

14.2 Ограничения при атакующем ударе

14.2.1 Игрок передней линии может выполнять атакующий удар на любой высоте, при условии, что контакт с мячом осуществляется в пределах игрового пространства его команды.

14.2.2 Игрок задней линии может выполнять атакующий удар на любой высоте с места, находящегося позади передней зоны:

14.2.2.1 при прыжке стопа (стопы) игрока не должны ни касаться, ни переходить за линию атаки.

14.2.2.2 после удара игрок может приземляться в пределах передней зоны.

14.2.3 Игрок задней линии может, также, завершить атакующий удар из передней зоны, если в момент касания любая часть мяча находится ниже верхнего края сетки

14.2.4 Игроку нe разрешено выполнять атакующий удар непосредственно после подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью над верхним краем сетки.

14.3 Ошибки при атакующем ударе

14.3.1 Игрок касается мяча в пределах игрового пространства противоположной команды.

14.3.2 Игрок направляет мяч <за>.

14.3.3 Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, и в момент удара мяч находится полностью над верхним краем сетки.

14.3.4 Игрок завершает атакующий удар сразу с подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью над верхним краем сетки.

14.3.5 Либеро завершает атакующий удар, если в момент удара мяч находится полностью над верхним краем сетки.

15. Блок

(Наверх)

15.1 Блокирование

15.1.1 Блокирование – это действие игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом любой части тела блокирующих выше верхнего края сетки.

Только игрокам передней линии разрешено участвовать в состоявшемся блоке.

15.1.2 Попытка блока

Попытка блока – это действие по блокированию без касания мяча.

15.1.3 Состоявшийся блок

Блок считается состоявшимся, всякий раз, когда мяч задет блокирующим.

15.1.4 Коллективный блок

Коллективный блок выполняется двумя или тремя игроками, находящимися близко друг к другу, и является состоявшимся, когда один из них касается мяча.

15.2 Касание мяча при блокировании

Последовательные (быстрые и продолжительные) касания могут происходить у одного или более блокирующих при условии, что эти касания сделаны во время одного действия.

15.3 Блок в пространстве соперника

При блокировании игрок может переносить кисти и руки по ту сторону сетки, при условии, что это действие нe мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем выполняется атакующий удар соперника.

15.4 Блок и касания команды

15.4.1 Касание на блоке не считается за касание команды. Следовательно, после касания на блоке команде предоставляется три касания для возвращения мяча.

15.4.2 Первое касание после блока может быть выполнено любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке.

15.6 Ошибки при блокировании

15.6.1 Блокирующий касается мяча в пространстве соперника до или одновременно с атакующим ударом соперника.

15.6.2 Игрок задней линии или Либеро совершает блокирование или принимает участие в состоявшемся блоке.

15.6.3 Блокирование подачи соперника.

15.6.4 Мяч от блока уходит <за>.

15.6.5 Блокирование мяча в пространстве соперника за пределами антенн.

15.6.6 Попытка Либеро совершить индивидуальный или коллективный блок.