Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН


Назад | Содержание | Вперед

Азия.

Туркестан

Неутолимая жажда познания, стремление увидеть малоизвестные, но существенные стороны жизни страны побудили Верещагина поехать в Туркестан. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал и близ которой был на Кавказе".

Длительный путь из Петербурга в Ташкент и многочисленные поездки по Туркестану в течение, примерно, девятнадцати месяцев Верещагин использовал для создания серии рисунков и этюдов масляными красками, изображающих жизнь народов Средней Азии, города и поселки, крепости и исторические памятники. В его альбомах запечатлены колоритные типы узбеков, таджиков, казахов, киргизов, цыган, евреев.

В.В.Верещагин.Развалины в Чугучаке.1869-1870

Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам "священную войну", Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. Оказавшись в гуще военных событий он защищал осажденный Самарканд, участвовал в военных действиях и даже был ранен. Георгиевская дума присудила Верещагину Георгиевский крест четвертой степени.

В результате поездки в Туркестан и на основе собранного там художественного материала Верещагин создал картины: "Опиумоеды" (1868), "После удачи" и "После неудачи".

В конце 1868 года Верещагин через Петербург отправился в Париж, а затем снова вернулся в русскую столицу. Где очень успешно продемонстрировал на выставке некоторые свои этюды, рисунки и картины.

После закрытия выставки Верещагин вновь отправился в Туркестан. Живя в Ташкенте, Верещагин неутомимо путешествовал и неустанно работал. Он ездил по территории Киргизии и Казахстана, вдоль китайской границы, вновь побывал в Самарканде, посетил Коканд.

Во время второго путешествия в Туркестан Верещагин особенно много и очень успешно работал в области живописи: "Развалины театра в Чугучаке" и "Киргизские кибитки на реке Чу" (оба 1869-1870 гг.), "Нищие В Самарканде", "Политики в опиумной лавочке. Ташкент", "Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент" и "Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент" (все 1870 г.). Живопись картин уверенная, базируется на звучных, ярких красках, она носит теперь своеобразный "ковровый" характер. Колоритен типаж картин, почти осязаемы рельефные фигуры, убедительно передано пространство и освещение.

Мюнхен

В.В.Верещагин.Двери Тамерлана.1872-1873

Для обобщения накопленного в Туркестане материала Верещагин поселился с начала 1871 года в Мюнхене, где и приступил к созданию большой серии картин. Значительную часть полотен художник посвятил изображению быта Средней Азии 1860-х годов: "Богатый киргизский охотник с соколом" (1871 г.), "Продажа ребенка-невольника" (1872 г.), "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873 г.), "Самаркандский зиндан (Подземная тюрьма)" (1873 г.) Сюжетами остальных картин стали события военного характера, преимущественно эпизоды войны за присоединение Туркестана к России: "Смертельно раненый" (1873 г.), "Забытый" (1871 г.), серия из семи полотен "Варвары": "Высматривают" (1873 г.), "Нападают врасплох" (1871 г.), "Окружили - преследуют", "Представляют трофеи", "Торжествуют" (все 1872 г.), "У гробницы святого - благодарят всевышнего" (1873 г.) и "Апофеоз войны" (1871 г.).

Великолепны еще два произведения из среднеазиатской жизни, в каком-то смысле парные, перекликающиеся между собой. Это историческое полотно "Двери Тамерлана" (1872-1873 гг.) и бытовая картина "У дверей мечети" (1873).

Первая персональная выставка

В 1873 году Верещагин открыл выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. То была его первая персональная выставка. Выставка имела у английской публики большой, а для художника из России вообще небывалый успех. В 1874 году Верещагин устроил выставку этих работ в Петербурге. Выставка опять имела огромный успех.

В противоположность этому царские сановники, высшие генералы отнеслись к выставке резко отрицательно. Под влиянием возмутительных и несправедливых нападок, в состоянии нервного припадка Верещагин сжег три своих замечательных полотна, вызвавшие особенные нарекания сановников и генералов. Это - "Забытый", "Окружили - преследуют:" и "У крепостной стены. Вошли". Верещагина глубоко оскорбляли обвинения в антипатриотизме и даже измене, преследования цензуры и печати.

Обида Верещагина была столь сильна, что он, не успев определить судьбу своих туркестанских картин, еще до закрытия выставки уехал из Петербурга в длительное путешествие по Индии. После ряда перипетий туркестанские работы приобрел П.М.Третьяков и несколько позднее поместил их в своей знаменитой галерее.

С отъездом художника из России его конфликт с правящими кругами России не угас. Новым толчком к обострению отношений послужил демонстративный отказ Верещагина, находившегося в Индии, от звания профессора. Свой отказ Верещагин официально мотивировал тем, что вообще считает все звания и награды в искусстве не нужными. На самом же деле он не желал попасть в зависимость от императорского учреждения.

В.В.Верещагин.Апофеоз войны.1871
Назад | Содержание | Вперед

Сайт ВГПУ

Комарова Наталия
e-mail: pm03knv@mail.ru