В Индии Верещагин прожил почти два года, посетил многие районы, выезжал также в Тибет, а затем в конце марта - начале апреля 1876 года вернулся в Париж. В 1882-1883 годах он снова путешествовал по Индии, так как материалы, собранные в результате первой поездки, для выполнения его больших замыслов показались недостаточными. Его интересовала необычайно яркая и разнообразная природа Индии и Тибета. Работал он снова подвижнически, не жалея ни сил, ни здоровья. Пришлось вновь и вновь рисковать жизнью. Он подвергался нападению диких животных, тонул в реке, замерзал на одной из горных вершин, болел тяжелой формой тропической малярии.
Ничто, однако, не могло охладить творческого пыла Верещагина, он продолжал работать с огромным напряжением. Его этюды, сделанные во время новых путешествий, отличаются высоким мастерством в передаче цвета южного неба, яркого солнечного света, знойной атмосферы, своеобразных народных типов и изумительных архитектурных памятников, богатых росписями, резьбой, орнаментами, редкими по красоте материалами.
Особенно великолепны этюды "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", "Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри", "Моти Масджид ("Жемчужная мечеть") в Агре" (все 1874-1876 гг.)
Его живопись становится все более совершенной. Обращает на себя особое внимание "Всадник-воин в Джайпуре" (ок. 1881 г.), созданный по этюдам и впечатлениям от первого путешествия в Индию. Но, пожалуй, из портретных работ самой значительной является "Мусульманин-слуга" (1882-1883 гг.)
Художника глубоко потрясло то трагическое обстоятельство, что многомиллионный народ великой, древней страны бесконечно унижен и угнетен английскими колонизаторами. Верещагин не мог остаться равнодушным, он задумал на основе собранного в Индии материала создать серию картин, посвященных истории "заграбастания" Индии англичанами и их бесчеловечному "управлению" колонией. Художник исполнил только некоторые картины из задуманной серии: "Процессия слонов английских и туземных властей в Индии, в городе Джайпуре, провинции Раджпутана (Будущий император Индии)" (1875-1879 гг.), "Великий Могол в своей мечети в Дели" (1876-1879 гг.). Венцом индийской серии стала беспощадно обличающая картина "Подавление индийского восстания англичанами" (ок. 1884 г.)
Комарова Наталия e-mail: pm03knv@mail.ru |