Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН


Назад | Содержание | Вперед

Наполеоновская серия

Подготовительная работа

Но самым главным творческим свершением Верещагина в период с 1887 года и до конца жизни является серия картин, посвященная Отечественной войне 1812 года. Серия включает двадцать полотен, раскрывающих эпизоды вторжения в Россию французской армии во главе с Наполеоном и борьбу с нею русского народа.

Осуществляя эту серию полотен, Верещагин отнесся к этой задаче с большой ответственностью и проделал огромную исследовательскую работу, изучив массу исторических материалов, воспоминаний современников. Он лично обследовал поле Бородинской битвы, ознакомился с многочисленными реликвиями и памятниками эпохи, создал множество этюдов и зарисовок. Он даже написал большую, очень серьезную книгу "Наполеон I в России. 1812. Пожар Москвы. - Казаки. - Великая армия. - Маршалы. - Наполеон" (1895 г.), основанную на документальных данных.

Картины

В картине "Наполеон I на Бородинских высотах" (1897 г.) французский император сидит на стуле и с вершины холма наблюдает за полем Бородинского сражения.

Полотно "Конец Бородинского боя" (1899-1900 гг.) изображает редут, весь заполненный трупами и его защитников, и французских солдат.

В.В.Верещагин.Конец Бородинского боя.1899-1900

В картине "Перед Москвой в ожидании депутации бояр" (1891-1892 гг.) Наполеон на Поклонной горе тщетно ждет поднесение ключей от Москвы.

В.В.Верещагин.Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало!).1899-1900

Картина "В покоренной Москве" ("Поджигатели", или "Расстрел в Кремле", 1897-1898 гг.) передает эпизод расправы французов с непокорными москвичами.

Возмутительное варварство захватчиков запечатлел художник также в картине "В Успенском соборе" (1887-1895 гг.).

Ряд картин наполеоновской серии воссоздает грандиозный пожар Москвы. Это - "Зарево Замоскворечья" (1896-1897 гг.), "В Кремле - пожар!" (1887-1895 гг.), "Сквозь пожар" (1899-1900 гг.), "Возвращение из Петровского дворца" (1895). Полотно "Наполеон и маршал Лористон" (1899-1900 гг.) рисует сцену, когда французский император, лихорадочно ищущий выхода из тяжело сложившейся для него ситуации, поручает генералу ехать в стан противника и добиваться мира во что бы то ни стало.

Картина "Не замай - дай подойти!" (1887-1895 гг.) изображает партизанский дозор, спрятавшийся в лесу и поджидающий появление отступающих французов.

В.В.Верещагин.Не замай-дай подойти!1887-1895

Только одна картина серии посвящена показу русской армии, атаке ею противника. Это "В штыки! Ура! Ура!" (1887-1895 гг.).

В картине "Ночной привал великой армии" (1896-1897 гг.) занесенные снегом, накрытые одеялами, одетые в лохмотья и даже в награбленные ризы солдаты "великой армии" представляют собой уже не войско, а жалкий сброд.

Заключает серию картина "На большой дороге. Отступление, бегство..." (1887-1895 гг.).

Прогрессивные круги русского общества восприняли верещагинскую серию картин о войне 1812 года буквально как патриотический подвиг. Представители же русской императорской фамилии встретили их с недоверием и неприязнью.

Судьба картин о 1812 годе в течении многих лет оставалась неясной. Предназначенные для музеев или больших дворцовых зал, картины не привлекли частных меценатов. Царское же правительство упорно отказывалось от их закупки. Только в преддверии столетнего юбилея Отечественной войны царское правительство, под сильным давлением общественного мнения, вынуждено было приобрести серию отправить ее в Москву.


Назад | Содержание | Вперед

Сайт ВГПУ

Комарова Наталия
e-mail: pm03knv@mail.ru