После закрытия своей петербургской выставки 1883 года Верещагин продолжал жить в Париже, время от времени отправляясь в путешествия.
В 1884 году художник поехал в Сирию и Палестину. Впечатления этой поездки вызвали желание создать серию картин на совершенно необычные для Верещагина сюжеты Евангелия: "Святое семейство" и "Воскресение Христово" (обе 1884-1885 гг.) Трактованы они весьма оригинально, совершенно отлично от традиций, принятых в европейском изобразительном искусстве.
После поездки на Ближний Восток Верещагин исполнил также ряд картин, запечатлевшие исторические памятники и архитектурные ансамбли. В их числе - "Стена Соломона" и "В Иерусалиме. Царские гробницы" (обе 1884-1885 гг.).
На основе собранных в станах Ближнего Востока этнографических, исторических и археологических материалов художник написал в 1887 году картину "Распятие на кресте у Римлян".
Картина "Распятие на кресте у Римлян" вошла в особую серию полотен (трилогию), посвященную осуждению смертной казни. Второй картиной этой серии является уже упомянутое полотно "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884 г.). Третья картина - "Казнь заговорщиков в Росси" (1884-1885) - изображает сцену повешения "преступников".
Верещагин критиковал устои и порядки общественной жизни современных ему капиталистических стран не только в своих картинах, но также в книгах, публичных лекциях.
В 1890-1891 годах сбылась мечта Верещагина о возвращении на Родину. На окраине Москвы он построил дом с мастерской и поселился в нем. В предыдущие годы, а также после переселения он много путешествовал по России. Его чрезвычайно интересовали памятники истории и культуры, быт населения, народные типы, природа, древнерусское прикладное искусство.
В 1888-1900 годах художник создал ряд картин и этюдов, изображающих природу и архитектурные памятники Кавказа, Крыма, северных областей России. Это "Гора Казбек" (1897-1898 гг.), "Иконостас церкви Иоанна Богослова не Ишне близ Ростова Ярославского" (1888 г.), "Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге" (1894 г.) и другие. Этюды отличаются живописным мастерством, красотой цветовой лепки древних интерьеров, предметов обстановки, общей гармонией колористических решений.
Среди работ русского цикла самыми значительными являются портреты "незамечательных русских людей", исполненные в период 1888-1895 годов. В этой серии запечатлен облик людей из народа - старый дворецкий, кружевница, солдат, прачка, нищие, мастеровые, монахи. "Отставной дворецкий" (1888 г.), "Старуха нищенка девяносто шести лет" (около 1891 г.).
Комарова Наталия e-mail: pm03knv@mail.ru |