Главная История План Галерея Окрестности Как добраться О проекте

Церковь Иоанна Предтечи

1531-1534 гг.

Церковь Иоанна Предтечи, 1531-1534 гг.

Cущественный след оставили два храма, возведенные одновременно в 1531 —1534 годах на вклад великого князя Василия III,— церкви Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила.

Есть, видимо, основания полагать, что строивший их мастер (а принадлежность их именно одному мастеру со всей очевидностью подтверждается общностью архитектурного «почерка») был ростовцем. Ростовские мастера часто упоминаются в источниках середины XVI века, а в 1540-е годы зафиксирован факт работы двух ростовцев — Пахомия Горяинова и Григория Борисова—сравнительно недалеко от Кириллова, в Спасо-Каменном монастыре.

В архитектуре церквей Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила, как нигде в кирилловских постройках, проявилось влияние ордерной архитектуры, переставшее к этому времени быть уделом лишь собственно московского строительства и получившее гораздо более широкое распространение. Мастер, возводивший обе церкви, прекрасно владел тем несколько видоизмененным типом ордерного декора, который нашел применение в русском зодчестве с начала XVI века. Архитектурные детали этих зданий, во многом очень сходные между собой, — прорисованы тонко и со вкусом. И интерьер, и внешний облик храмов (правда, сильно измененный в церкви Архангела Гавриила) оставляют впечатление гармоничности, изысканной уравновешенности пропорций.

Обе церкви (особенно церковь Иоанна Предтечи) сравнительно небольшие. Это четырехстолпные храмы традиционного типа, со средокрестием, приближенным к востоку, благодаря чему западное членение их боковых фасадов очень широкое, а восточное сильно сужено. Элементы ордерного членения присутствуют не только на фасадах, но и в интерьере, выявляя внутри тектоническую структуру здания. Подпружные арки у обоих храмов не повышены, а опущены ниже сводов. Крестовые своды, характерные для сооружений итальянизирующего направления в русской архитектуре этого времени, применены только в перекрытии западного рукава креста.

Однако во внешнем устройстве верхних частей церквей Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила мастера отступили от близких по времени московских образцов, в каждом случае по-своему. Церковь Иоанна Предтечи почти целиком восприняла схему завершения собора Ферапонтова монастыря, которая стала здесь уже декоративным приемом, более не соответствуя ступенчатой конструкции сводов. Так же, как и у Ферапонтовского собора, над ее юго-восточным углом был поставлен маленький барабан, отмечавший место расположения придела Кирилла Белозерского. Обращение к местной традиции сказалось и в украшении верха главного барабана полосой широкого орнаментального пояса. Такие пояса с начала XVI века вышли из потребления в московском строительстве, и их появление в кирилловском храме может быть объяснено только желанием делать церковь более похожей на первые белозерские соборы.

Уже в архитектуре церквей Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила идущие от Москвы новшества, внесенные мастерами итальянского Возрождения, смешиваются с иными импульсами, в значительной мере обусловленными попыткой повторить формы белозерских соборов конца XV века, к этому времени осознанных уже как местная своего рода святыня, служащая образцом для воспроизведения. Сочетание этих разнородных элементов, с постепенной утратой классической четкости форм и усилением местной традиции, становится характерным и для всего последующего церковного строительства в Кирилло-Белозерском монастыре.



Главная. Общий вид с озера

Рейтинг@Mail.ru SomePlaces - фотоочеты о путешествиях по России, а так же близкому и дальнему зарубежью Northern Fortress-Северные Крепости Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.