|
Церковь Иоанна Предтечи
1531-1534 гг.
Cущественный след оставили два храма, возведенные одновременно в 1531 —1534 годах на вклад великого князя Василия III,—
церкви Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила.
Есть, видимо, основания полагать, что строивший их мастер (а принадлежность их именно одному мастеру со всей
очевидностью подтверждается общностью архитектурного «почерка») был ростовцем. Ростовские мастера часто упоминаются
в источниках середины XVI века, а в 1540-е годы зафиксирован факт работы двух ростовцев — Пахомия Горяинова и
Григория Борисова—сравнительно недалеко от Кириллова, в Спасо-Каменном монастыре.
В архитектуре церквей Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила, как нигде в кирилловских постройках, проявилось
влияние ордерной архитектуры, переставшее к этому времени быть уделом лишь собственно московского строительства
и получившее гораздо более широкое распространение. Мастер, возводивший обе церкви, прекрасно владел тем несколько
видоизмененным типом ордерного декора, который нашел применение в русском зодчестве с начала XVI века. Архитектурные
детали этих зданий, во многом очень сходные между собой, — прорисованы тонко и со вкусом. И интерьер, и внешний облик храмов
(правда, сильно измененный в церкви Архангела Гавриила) оставляют впечатление гармоничности, изысканной уравновешенности
пропорций.
Обе церкви (особенно церковь Иоанна Предтечи) сравнительно небольшие. Это четырехстолпные храмы традиционного типа,
со средокрестием, приближенным к востоку, благодаря чему западное членение их боковых фасадов очень широкое, а восточное
сильно сужено. Элементы ордерного членения присутствуют не только на фасадах, но и в интерьере, выявляя внутри
тектоническую структуру здания. Подпружные арки у обоих храмов не повышены, а
опущены ниже сводов. Крестовые своды, характерные для сооружений итальянизирующего направления в русской архитектуре
этого времени, применены только в перекрытии западного рукава креста.
Однако во внешнем устройстве верхних частей церквей Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила мастера отступили от близких
по времени московских образцов, в каждом случае по-своему. Церковь Иоанна Предтечи почти целиком восприняла схему
завершения собора Ферапонтова монастыря, которая стала здесь уже декоративным приемом, более не соответствуя
ступенчатой конструкции сводов. Так же, как и у Ферапонтовского собора, над ее юго-восточным углом был поставлен
маленький барабан, отмечавший место расположения придела Кирилла Белозерского. Обращение к местной традиции сказалось
и в украшении верха главного барабана полосой широкого орнаментального пояса. Такие пояса с начала XVI века вышли из
потребления в московском строительстве, и их появление в кирилловском храме может быть объяснено только желанием
делать церковь более похожей на первые белозерские соборы.
Уже в архитектуре церквей Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила идущие от Москвы новшества, внесенные мастерами итальянского Возрождения, смешиваются с иными импульсами, в значительной мере обусловленными попыткой повторить формы белозерских соборов конца XV века, к этому времени осознанных уже как местная своего рода святыня, служащая образцом для воспроизведения. Сочетание этих разнородных элементов, с постепенной утратой классической четкости форм и усилением местной традиции, становится характерным и для всего последующего церковного строительства в Кирилло-Белозерском монастыре.
| |