...и другие официальные лица

Зиновий Петрович Рожественский
30(11).10(11).1848-1(14).01.1909

      "Герой" Гулльского инцидента. Командир 2-ой Тихоокеанской эскадры. Во время плавания к дальневосточным берегам располагался на броненосце "Князь Суворов". Ни перед Цусимским боем, ни ранее не советовался с командирами других кораблей, не посвящал их и в свои планы. Начальник штаба эскадры броненосных кораблей Балтийского флота Г. И. Бутаков говорил, что лейтенант Рожественский «ужасно нервный человек, а бравый и очень хороший моряк».
      Многие корабли 2-ой Тихоокеанской эскадры и их командиры имели благодаря Зиновию Петровичу неофициальную, но практически широко применяемую, классификацию. В частности, капитаны первого ранга Юнг и Бэр были известны как "лакированная егоза" и "похотливая стерва" соответственно, контр - адмирал Фелькерзам - "мешок с навозом", а броненосец "Сисой Великий" именовался Рожественским как "инвалидное убежище". В отдельных случаях, адмирал Рожественский шёл ещё дальше в связи с чем часть командиров была известна под именами, заимствованными из терминологии венерических болезней. Это письменно подтверждает в своём показании на следственной комиссии контр - адмирал Небогатов: "Многие командиры на языке адмирала имели прозвища, граничащие с площадной бранью, и адмирал нисколько не стеснялся употреблять эти прозвища громко на верхней палубе в присутствии судовых офицеров и команды".
      Об адмирале Рожественском сохранились многочисленные отзывы и других подчинённых. Приведу лишь два из них. Младший минный офицер броненосца "Князь Суворов" в письмах к отцу сообщал: "На других кораблях адмирал не бывал с ухода из России... Командиров и офицеров считает поголовно прохвостами и мошенниками". А вот мнение инженера-механика А. Н. Михайлова с броненосца "Наварин": Озлобление Рожественского было неописуемо. Когда это с ним бывает, он выскакивает на палубу, и сперва из груди его, как у зверя, вырываются дикие звуки: "у-у-у-у..." или "о-о-о-о". Присутствующим кажется, что этот рёв должен быть слышен на всей эскадре. А затем начинается отборная ругань. Подытожу всё выдержкой из письма самого адмирала к своей жене: "Колонга я извёл вконец, случается, плачет".

Некоторые факты биографии:

  1. Окончил морское училище (1870), Петербургскую Михайловскую Артиллерийскую Академию (1873) по специальности морского артиллериста. Выпущен лейтенантом по первому разряду.
  2. 1877-1878 годы: участвовал в русско-турецкой войне, далее служил на Балтийском флоте
  3. В 1891-1893 годах капитан первого ранга Рожественский был российским военно-морским атташе в Лондоне.
  4. С 1894 года: командир крейсера «Владимир Мономах», входившего в Средиземноморскую эскадру контр-адмирала Степана Осиповича Макарова. Совершил вместе с эскадрой переход на Дальний Восток.
  5. В 1896-1898 годы: командир броненосца береговой обороны «Первенец».
  6. С 1898 года: контр-адмирал, командир учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.
  7. 1903-1906 годы: начальник Главного морского штаба. С 1906 года в отставке.

Владимир Полиевктович Костенко
8(20).09.1881-14.01.1956

      Русский инженер - кораблестроитель, моряк, революционер, один из организаторов судостроения в СССР. Под его руководством созданы первые отечественные транспортные суда, а также судостроительные заводы в Комсомольске-на-Амуре и в Северодвинске. В книге Новикова-Прибоя "Цусима" известен читателям как "инженер Васильев". Автор 90 публикаций по гидродинамике, броневой защите кораблей, организации судостроительного производства, а также воспоминаний "На "Орле" в Цусиме". С 1931 года до конца жизни (с перерывом 1941—1942) В. П. Костенко был одним из руководителей судопроектного института «Проектверфь». С 1948 года В. П. Костенко был также членом Научно-технического совета ЦНИИ им. академика Крылова.

Некоторые факты биографии:

  1. 1892—1900 годы: учёба в Белгородской гимназии. Окончил с золотой медалью.
  2. 1900—1904 годы: учёба в Морском инженерном училище императора Николая I (ныне ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского). Окончил с золотой медалью с занесением его фамилии на Мраморную доску училища. Тема диплома — проект нового облегчённого быстроходного броненосного крейсера.
  3. 1904—1905 годы: инженер на броненосце «Орёл». Находился на "Орле" во время Цусимского сражения.
  4. 1906 год: помощник строителя линейного корабля «Андрей Первозванный».
  5. В 1908 году Костенко был командирован в Англию, как наблюдающий за постройкой броненосного крейсера «Рюрик».
  6. В июле — октябре 1909 года находясь в командировке в Англии, Костенко обратил внимание конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса на потенциальную опасность того, что водонепроницаемые переборки отсеков судна не доходят до главной палубы. Последний оставил совет В. П. Костенко без внимания, что впоследствии явилось одной из причин гибели судна.
  7. 23 марта 1910 года — за революционную деятельность арестован, заключен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, а в июле осужден на шесть лет каторги. 19 декабря 1911 года — по ходатайству А. Н. Крылова и И. К. Григоровича помилован Николаем II.
  8. С 1 мая 1912 года: начальник судостроительной конторы, а затем главный корабельный инженер Общества Николаевских заводов и верфей «Наваль».
  9. Награждён орденом Святой Анны третьей степени с мечами и бантом (1906), орденом Святого Станислава второй степени (1907), орденом Трудового Красного Знамени (1945), Сталинской Премией второй степени (1950).

Владимир Николаевич Миклуха
19.05.1853-15.05.1905

      Герой Цусимского сражения, во время которого командовал изношенным броненосцем береговой обороны "Ушаков". Мудрый и ответственный командир. Пользовался огромным уважением среди подчинённых. Младший брат исследователя островов Микронезии Миклухо-Маклая. Согласно классификации Рожественского - "двойной дурак".
      "При каждом удобном случае Миклуха прививал своим офицерам военные идеи и боевые традиции непобедимого флотоводца. Такие беседы об Ушакове всем очень нравились. Они как будто отвечали тем мыслям, сомнениям и вопросам, которые занимали людей в долгом походе. В этом же духе воспитывалась и вся команда броненосца"- так писал о Владимире Николаевиче Новиков-Прибой. В ходе боя, 14 мая 1905 года броненосец не получил критических повреждений. На следующий день, потеряв возможность сражаться, был потоплен командой через открытие кингстонов. Неприятельские крейсера "Ивате" и "Якумо" вместо спасения команды "Ушакова" сначала продолжили огонь по плавающим в море людям, а затем скрылись... Вернулись за оставшимися в открытом море людьми эти крейсера лишь спустя два часа. К этому времени Владимира Николаевича Миклухи уже не было среди живых...
      Последний бой Владимира Николаевича инженер "Орла" Костенко описывает так: "На второй день боя, 15 мая 1905 г., японские суда окружили «Ушакова». К тому времени Небогатов со всем своим отрядом (пять броненосцев и один крейсер) уже сдался в плен. Японцы подняли перед «Ушаковым» сигнал: «Предлагаем сдаться. Адмирал Небогатов с командой сдался». Миклухо-Маклай, разобрав начало сигнала, воскликнул: «Ну, а дальше и разбирать нечего! Долой ответ! Открывайте огонь!»".
— В.П.Костенко. На «Орле» в Цусиме. — Л.: Судпромгиз, 1955.

Леонид Васильевич Ларионов
10.07.1882-6.02.1942

В 1895—1901 годах учился в Морском кадетском корпусе, в 1901 году плавал на крейсере «Африка», в 1902 — 1904 годах на минном крейсере «Абрек».
В марте 1904 года получил назначение вахтенным начальником и младшим штурманом на эскадренный броненосец «Орёл».
В апреле 1905 года произведён в лейтенанты. Во время Цусимского сражения 14—15 мая 1905 года находился в боевой рубке «Орла». Неоднократно ранен, в том числе тяжело в голову, был в японском плену.
Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом — в «воздаяние подвигов храбрости и самоотвержения», проявленных в бою 14 мая.
По возвращении из Японии работал несколько лет в Учёном отделе Главного морского штаба по научному разбору документов русско-японской войны.
С 1914 по 1917 год капитан 1-го ранга Ларионов командовал яхтой морского министра «Нева» и состоял при Григоровиче офицером для особых поручений. Лояльно встретил Советскую власть, прослужив на Балтике до демобилизации после окончания Гражданской войны.
В 1924—1935 годах работал в учреждениях Академии наук СССР. С 1937 года — сотрудник Центрального Военно-морского музея в Ленинграде. Автор аналитических записок «О постройке, плавании и Цусимском бое на эскадренном броненосце „Орёл“», множества трудов по истории русского флота. Один из инициаторов и активный участник сбора свидетельств очевидцев о Цусимском сражении, помогал Новикову-Прибою в работе над «Цусимой». Создатель первой научной экспозиции ЦВМИ. Умер от истощения в блокаду. Узнать новые сведения можно в книге А. И. Алексеева.

      Разумеется, я упомянул далеко не всех. Можно вспомнить матроса Бабушкина, благодаря которому к эскадре Рожественского присоединились возле Сингапура корабли Небогатова, необходимо вспомнить про Ферзена, командовавшего крейсером "Изумруд", про адмиральского вестового П. Г. Пучкова, врача Авророва, деспотичного офицера Куроша и многих других с той или иной стороны отличившихся моряков.

В начало страницы

На предыдущую страницу Вернуться к содержанию На следующую страницу
Яндекс.Метрика