[Содержание]

  
 

 

Контраст

 

Одномерный контраст | Многомерный контраст | Аспекты контраста

Как вы думаете, что лежит в основе неизгладимых впечатлений от профессиональных работ? Это отношения контраста.

Контраст — это не только «белое» и «черное». Он имеет множество разновидностей, оттенков и смыслов.

Степень контраста — субъективная величина. Профессионал сразу выделит это отношение среди прочих и объяснит, чем оно вызвано, в то время, как неопытному человеку даже слово «контраст» не придет в голову.

Несмотря на то, что контраст основан на различиях, он не может быть использован в отношении совершенно разных объектов — тех объектов, у которых нет ничего общего. Например, мы можем сравнить Аргентину и Ямайку, но яблоко и кенгуру — вряд ли...

Одномерный контраст

Возьмем один из визуальных аспектов — размер — и попробуем с его помощью можно создать отношение контраста. Когда мы смотрим на два похожих элемента, размеры которых практически не отличаются, мы чувствуем некий дискомфорт, обман, присутствие ошибки:

[Контраст явно недостаточен]

Напротив, два элемента с ярко выраженной разницей в размерах, выглядят гораздо выгоднее:

[Уже гораздо лучше!]

Однако, если мы будем дальше увеличивать один элемент и уменьшать другой, контраст будет ослабевать и незаметно перейдет в разобщенность и тогда связь между элементами пропадет:

[Контраст перешел в разобщенность]

Многомерный контраст

Если мы будем использовать, например, контраст цвета двух элементов, одинаковых в других отношениях, мы не сможем добиться результатов, достойных широкой аудитории:

[Контраст в цвете]

Ситуация изменится, если мы добавим:

  • контраст размера (это сделает различие глубже, объемнее, а значит, выразительнее),

  • контраст размещения (это придаст новое звучание отношениям элементов).

В целом многомерное противопоставление позволит добиться сложной, прочной, достаточно гармоничной связи:

[Контраст в цвете, размере и размещении]

Но не увлекайтесь: добавление контраста формы нарушит всю ценность предыдущих преобразований: на смену единству придет разобщенность и ни о какой гармонии не сможет идти речь:

[Круг и Прямоугольник — слишком далекие родственники. Разобщенность налицо.]

Аспекты контраста

Рассмотрим поведение различных визуальных аспектов в отдельности:

  • Форма — самая неудобная для создания контрастных отношений: разница между криволинейными и прямоугольными фигурами настолько велика, что достаточно трудно привести пример их удачного совместного использования. Исключение составляют аморфные, нечеткие, размытые фигуры, которые прекрасно сочетаются с плоскоцветными, четкими и прямолинейными.

  • Размер — как мы уже говорили выше, разница в размерах не должна быть слишком маленькой или слишком большой.

  • Расстояние — выступает в качестве дополнения к другим аспектам контраста, ослабляет его при удалении элементов и усиливает при сближении.

  • Цвет — любые два цвета не чужды друг другу, но для контраста лучше всего, если они расположены на расстоянии примерно четверти окружности внутри цветового круга.

  • Текстура. Старайтесь использовать либо вариации одной и той же текстуры, либо фотографические текстуры наряду с плоским цветом. Во всех остальных случаях вам, скорее всего, не добиться полноценного контраста.

  • Шрифт. Связи любых двух разных шрифтов, как и двух разных форм, случайны и нескоординированы. Не пытайтесь использовать разные гарнитуры, лучше поэкспериментируйте с изменением кегля, насыщенности, цвета.

 

<<баланс | содержание | динамика>>