|
Контраст
|
|
Одномерный контраст
| Многомерный контраст |
Аспекты контраста
Как вы думаете, что лежит в основе
неизгладимых впечатлений от
профессиональных работ? Это
отношения контраста.
Контраст — это не только «белое» и
«черное». Он имеет множество
разновидностей, оттенков и смыслов.
Степень контраста — субъективная
величина. Профессионал сразу выделит
это отношение среди прочих и
объяснит, чем оно вызвано, в то время,
как неопытному человеку даже слово «контраст»
не придет в голову.
Несмотря на то, что контраст
основан на различиях, он не может
быть использован в отношении
совершенно разных объектов — тех
объектов, у которых нет ничего
общего. Например, мы можем сравнить
Аргентину и Ямайку, но яблоко и кенгуру — вряд ли...
Возьмем один из визуальных
аспектов — размер — и попробуем с
его помощью можно создать отношение
контраста. Когда мы смотрим на два похожих
элемента, размеры которых
практически не отличаются, мы
чувствуем некий дискомфорт, обман,
присутствие ошибки:
Напротив, два элемента с ярко
выраженной разницей в размерах,
выглядят гораздо выгоднее:
Однако, если мы будем дальше
увеличивать один элемент и уменьшать
другой, контраст будет ослабевать и
незаметно перейдет в разобщенность и
тогда связь между элементами
пропадет:
Если мы будем использовать, например,
контраст цвета двух элементов,
одинаковых в других отношениях, мы не
сможем добиться результатов,
достойных широкой аудитории:
Ситуация изменится, если мы добавим:
-
контраст размера (это сделает
различие глубже, объемнее, а значит,
выразительнее),
-
контраст размещения (это придаст новое звучание отношениям
элементов).
В целом многомерное
противопоставление позволит
добиться сложной, прочной,
достаточно гармоничной связи:
Но не увлекайтесь: добавление контраста формы нарушит всю
ценность предыдущих преобразований: на смену единству придет
разобщенность и ни о какой гармонии не сможет идти речь:
Рассмотрим поведение различных
визуальных аспектов в отдельности:
-
Форма — самая неудобная для
создания контрастных отношений:
разница между криволинейными и
прямоугольными фигурами настолько
велика, что достаточно трудно
привести пример их удачного
совместного использования.
Исключение составляют аморфные,
нечеткие, размытые фигуры, которые
прекрасно сочетаются с
плоскоцветными, четкими и
прямолинейными.
-
Размер — как мы уже говорили выше,
разница в размерах не должна быть
слишком маленькой или слишком
большой.
-
Расстояние — выступает в
качестве дополнения к другим
аспектам контраста, ослабляет его
при удалении элементов и усиливает
при сближении.
-
Цвет — любые два цвета не чужды
друг другу, но для контраста лучше
всего, если они расположены на
расстоянии примерно четверти
окружности внутри цветового круга.
-
Текстура. Старайтесь
использовать либо вариации одной и
той же текстуры, либо
фотографические текстуры наряду с
плоским цветом. Во всех остальных
случаях вам, скорее всего, не
добиться полноценного контраста.
-
Шрифт. Связи любых двух разных
шрифтов, как и двух разных форм,
случайны и нескоординированы. Не
пытайтесь использовать разные
гарнитуры, лучше
поэкспериментируйте с изменением
кегля, насыщенности, цвета.
<<баланс
| содержание
| динамика>>
|