Самый бесплатный хостинг
Вологодский Государственный Педагогический Университет
Русский биллиард
Пул
Инфо
Терминология
Иллюстрации

  Данный раздел содержит общие правила игры в пул, утвержденные BCA(Бильярдный Конгресс Америки) 1 июля 2000 г.

  СОДЕРЖАНИЕ - ОБЩИЕ ПРАВИЛА

 

 0. Расстановка шаров
 При установке пирамиды должен использоваться треугольник. Передний шар устанавливается на заднюю точку стола, а остальные шары устанавливаются линейно за передним шаром прижатыми друг к другу так, чтобы все соседствующие шары непосредственно касались друг друга.

 

 1. Удары по битку
 Правильным ударом считается только тот, при котором по битку ударяют наклейкой кия. Невыполнение данного требования является нарушением (фолом).

 

 2. Заказные удары
 В играх, где требуется заказывать удары, игрок может играть по любому шару на свое усмотрение, однако перед выполнением удара он должен определить, какой шар в какую лузу он намеревается забить. Он не должен указывать какие-либо подробности заказа, как то: контакты с другими шарами, карамболи, комбинационные удары или касания бортов (все эти удары допустимы). Все дополнительно забитые шары при правильном ударе засчитываются в пользу игрока, проводившего удар.

 

 3. Промах по лузе
 Если игрок допустил промах при правильном ударе по лузе, его подход к столу заканчивается, а в игру вступает соперник.

 

 4. Раскат на право разбоя

 Для определения права первого разбоя используется следующая процедура. Каждый игрок должен использовать одинаковые по размеру и весу шары (предпочтительнее использовать битки, но, если это невозможно, то неполосатые прицельные шары (или «целые», т.е. шары с номерами от «1» до «8»). Шары располагаются «с руки» в зоне «дома», один игрок находится слева, а другой - справа от передней точки, шары бьются одновременно в задний борт стола с тем, что бы они вернулись к переднему борту. Игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту, выигрывает раскат. При раскате шар должен как минимум один раз коснуться заднего борта. Другие касания бортов несущественны, кроме случаев, запрещенных ниже. Раскат автоматически считается проигранным, если:

    а) Шар зашел на половину стола соперника;
    б) Шар не коснулся заднего борта;
    в) Шар упал в лузу;
    г) Шар выскочил со стола;
    д) Шар коснулся длинного борта;
    е) Шар остался в пределах лузы и коснулся губы лузы со стороны переднего борта; или
    ж) Шар коснулся заднего борта более одного раза.

 Если оба игрока нарушили правила раската или судья не может определить, чей шар ближе к переднему борту, раскат признается ничейным и переигрывается.

 

 5. Разбой пирамиды
 Право произвести первый разбой определяется раскатом или жребием (процедура раската необходима для соблюдения всех формальностей соперничества). Игрок, выигравший раскат или жребий, имеет выбор: произвести разбой самому или передать разбой сопернику.

 

 6. Биток при разбое
 Разбой производится после установки битка «с руки» в пределах зоны «дома». Прицельные шары устанавливаются в соответствии с правилами конкретной игры. При выполнении разбоя считается, что игра началась, как только наклейка кия ударила биток.

 

 7. Воздействие на биток при разбое
 При выполнении разбоя, остановка или изменение траектории битка, после того, как он пересек линию «дома», и до того, как он попал в расставленные прицельные шары, наказывается фолом и завершением подхода к столу. Соперник имеет право выбора: установить биток «с руки» в зоне «дома» и выполнить удар или вернуть удар «с руки» из «дома» провинившемуся игроку (исключение - правила игры в «Девятку», биток устанавливается «с руки» в любом месте стола). Игроку должно быть вынесено предупреждение, что за повторное подобное нарушение в ходе матча ему будет засчитано автоматическое поражение в этом матче.

 

 8. Установка битка «с руки» в «доме»
 Данная ситуация применима, когда при выполнении разбоя на биток было оказано запрещенное воздействие или фол игрока привел к тому, что вступающий в игру соперник должен выполнить удар «с руки» из зоны «дома». Вступающий игрок может расположить биток в любом месте перед линией «дома» и произвести удар по любому прицельному шару, находящемуся своим основанием на линии «дома» или за ней. Игрок не должен бить по шарам, основание которых находится перед линией «дома», если только не был произведен удар, в результате которого биток пересек линию «дома», и, коснувшись борта, вернулся назад, пересек линию «дома» и ударился о прицельный шар. Основание шара (точка, которой шар касается стола) является определяющей, стоит ли шар перед линией «дома» или за ней. Если вступающий игрок неумышленно расположил биток на линии «дома» или за ней, то судья (или соперник) должен предупредить его о неправильной установке битка до того. как будет нанесен удар. Если соперник не предупредил об этом игрока, выполняющего удар, до того, как этот удар был выполнен, то этот удар считается выполненным правильно. Игрок, получивший предупреждение о неправильном расположении битка, обязан его переустановить. Если игрок установил биток окончательно и очевидно за пределами зоны «дома», а потом выполнил удар, то ему объявляется фол. Если биток, устанавливаемый «с руки», оказался за линией «дома», он считается находящимся «в руке» (не «в игре») до тех пор, пока по нему не ударила наклейка кия. Пока биток считается находящимся «в руке», его положение можно корректировать рукой, кием и т.п. С того момента, как биток стал находится «в игре», любое воздействие на него игроком наказывается фолом. Также, если при ударе игрок не попал битком в разрешенный прицельный шар или биток не пересек линию «дома», такой удар наказывается фолом, а вступающий в игру соперник располагает биток «с руки» согласно правилам конкретной игры.

 

 9. Забитые шары
 Шар считается забитым, если в результате правильного удара он падает с поверхности стола в лузу и остается там. (Шар, который выпадает из системы возврата шаров стола на пол, считается оставшимся в лузе.) Шар, который выскочил из лузы на поверхность стола, не считается забитым.

 

 10. Местоположение шаров
Местоположение шаров определяется по расположению их основания (центра).

 

 11. Нога на полу
 В момент контакта наклейки с битком игрок должен хотя бы одной ногой касаться пола, в противном случае ему объявляется фол. Обувь должна быть обычной по размеру, форме и способу ношения.

 

 12. Удар до остановки шаров
 Игроку объявляется фол, если он наносит удар в тот момент, когда биток или какой-либо прицельный шар находится в движении (вращающийся шар считается движущимся шаром).

 

 13. Завершение удара
 Удар не считается завершенным (и, следовательно, его результаты не засчитываются) до тех пор, пока шары на столе полностью не прекратят движение (вращающийся шар считается движущимся шаром).

 

 14. Определение линии «дома»
 Зона стола до линии «дома» (зона «дома») не включает в себя саму линию «дома». Таким образом разрешается бить по прицельному шару, центр которого остановился на линии «дома», если правила конкретной игры требуют от игрока удара по шару, находящемуся вне зоны «дома». Соответственно, биток, играемый из зоны «дома» (биток «с руки» из «дома»), не может быть расположен непосредственно на самой линии «дома» - он должен располагаться перед этой линией.

 

 15. Общее правило всех фолов

 При том, что в разных играх применяются разные наказания за фолы, нижеследующее применимо ко всем фолам:

    а) Подход игрока к столу завершается;
    б) Если фол был совершен во время выполнения удара, удар считается неправильным и забитые при этом ударе шары не засчитываются; и
    в) Любые шары выставляются назад на стол только если этого требуют правила конкретной игры.

 

  16. Промах по прицельному шару
 Игроку объявляется фол, если после удара биток сначала не коснулся любого разрешенного прицельного шара. Удар в сторону от шара, находящегося в контакте с битком, не считается ударом в данный шар.

 

 17. Правильный удар

 Если иное не укаано в правилах конкретной игры, игрок должен попасть битком в любой разрешенный прицельный шар, а затем:

  • Забить пронумерованный шар в лузу; или
  • Довести биток или любой пронумерованный шар до борта (любой его части).

Невыполнение данных требований наказывается фолом.

 

 18. Биток в лузе
 Игроку объявляется фол, если в результате произведенного им удара биток был забит в лузу. Если биток коснулся уже забитого прицельного шара (например, когда луза полностью заполнена забитыми шарами), игроку также объявляется фол.

 

 19. Фолы при касании шаров
 Игроку объявляется фол, если он ударил, коснулся или любым другим образом допустил контакт с битком или любым прицельным шаром, находящимся «в игре», каким бы то ни было образом (телом, одеждой, мелком, машинкой, шафтом кия и т.д.), кроме контакта битка с наклейкой (находящейся на шафте кия), когда такой контакт происходит при выполнении правильного удара. Каждый раз, когда на матче присутствует судья, любой прицельный шар, смещенный при обычном фоле, должен быть возвращен к своей исходной позиции на столько точно, на сколько это возможно сделать по усмотрению судьи, а вступающий в игру соперник не имеет права выбора, восстанавливать позицию шаров или нет.

 

 20. Фолы при установке битка
Касание любого прицельного шара при установке битка «с руки» считается фолом.

 

 21. Фолы при двойном ударе
 Если биток касается выбранного прицельного шара до удара, игрок может выполнить удар в его направлении при условии возможности выполнения любого нормального удара. Если кий контактирует с битком больше одного раза при выполнении удара, или кий контактирует с битком в момент, когда биток находится в контакте с прицельным шаром или после того, как биток отскочил от прицельного шара, то игроку, производившему такой удар, объявляется фол. Если в непосредственной близости находится третий шар, то игроку следует быть осторожным, чтобы не допустить фол в соответствии с первой частью данного правила.

 

 22. Фолы при пропихе
 Игроку объявляется фол, если биток проталкивается наклейкой кия, а сам контакт продолжается дольше, чем время момента, соразмерное для ударного движения (такие удары обычно именуют «пропихами»).

 

 23. Фолы под ответственность игрока
 Игрок несет ответственность за мелки, машинки, аксессуары и любые другие приспособления, принесенные или используемые им у стола. Например, если игрок роняет кубик мела или сбивает головку машинки, то он несет ответственность за фол, который производит данный предмет, вступая в контакт с любым шаром, находящимся «в игре» (или только с битком, если на матче нет судьи).

 

 24. Неправильные подскоки шара
 Игроку объявляется фол, если он производит удар по битку ниже середины шара («подкапывает» или «подбрасывает» шар) преднамеренно с целью поднять его с поверхности стола в попытке перебросить его через препятствующий шар. Такие подскоки шара могут случаться и непреднамеренно, и в этом случае они могут и не засчитываться как фол. Однако, в отдельных ситуациях, например, когда в процессе удара игрок касается битка наконечником или шафтом кия, то непреднамеренный подскок шара также признается фолом.

 

 25. Перескоки («джампы»)
 Если противоположное не указано в правилах конкретной игры, то разрешается вызывать подскок битка с поверхности стола путем удара приподнятым кием, в результате которого биток вынужден отскочить от поверхности стола. Любые киксы при выполнении удара перескоком считаются фолом.

 

 26. Выскочившие шары
 Шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на верхней части бортовой резины, на поверхности борта, на полу и т.д.) считаются выскочившими шарами. Шары могут выскочить на верхнюю поверхность борта в процессе игры, но при этом они не считаются выскочившими за пределы стола, если смогут посредством собственного движения, не касаясь чего-либо, что не является частью стола, вернуться на его игровую поверхность. Стол должен состоять из надлежащих постоянных компонентов. (Шары, которые коснутся чего-либо, что не является частью стола, например, осветительных приборов, кубиков мела на бортах и т.д., признаются выскочившими за пределы стола, даже если после данного контакта они вернутся на поверхность стола.) Во всех лузных играх удар, при котором биток или любой из прицельных шаров вскочили за пределы стола, признается фолом. Все выскочившие прицельные шары выставляются на точку (кроме игр «Восьмерка» и «Девятка») после того, как все шары на столе прекратят движение. По вопросам установки битка после фола при выскочившем за пределы стола битке смотрите правила конкретной игры.

 

 27. Санкции за умышленный фол
 Во время игры нельзя преднамеренно совершать удары по битку чем-либо (наконечником шафта, самим шафтом и т.д.), кроме как наклейкой, приклепленной к кию. Любой такой контакт с битком автоматически признается фолом и, если судья встречи определяет такой фол как совершенный преднамеренно согласно пункту 3.9 данных Правил, судья обязан при первом таком нарушении предупредить игрока об автоматическом поражении в матче, если этот игрок допустит второе подобное нарушение в текущей встрече. Если игрок допустил второе подобное нарушение, ему автоматически засчитывается поражение.

 

 28. Правило одного фола
 Если иное не указано в правилах конкретной игры, игроку в течение одного подхода к столу может быть засчитан только один фол; если к игроку применимы различные санкции за допущенное нарушение, то из данных санкций выбирается наиболее строгая.

 

 29. Самопроизвольно двигающиеся шары
 Если шар перемещается, перекатывается, поворачивается или каким-либо другим способом двигается самопроизвольно, то его нужно оставить в позиции, которую он окончательно принял и продолжить игру. Если шар, «висевший» на лузе, самопроизвольно падает в нее после того, как он 5 секунд или более находился без движения, то его нужно как можно более точно вернуть в положение, которое он занимал до падения, и продолжить игру. Если прицельный шар, «висевший» в лузе, самопроизвольно падает в нее в то время, как игрок производит удар, намереваясь забить его, и биток проходит по тому месту, где стоял прицельный шар, но не может поразить его из-за отсутствия данного шара, то биток и прицельный шар устанавливаются в положение, предшествовавшее удару, и игрок может повторить удар снова. Если местоположение каких-либо других прицельных шаров было нарушено во время удара, то их также требуется переустановить в первоначальную позицию до выполнения игроком повторного удара

 

 30. Выставление шаров
 Если правила конкретной игры требуют выставления шаров, то они выставляются на стол в линию после завершения выполнения удара. Один шар выставляется на заднюю отметку стола; если требуется выставить более одного шара, они выставляются в порядке возрастания их номеров в линию от задней отметки в сторону заднего борта. Если шары на задней отметке или около нее, или шары на линии выставления шаров мешают выставить шары, шары выставляются в «переднее» продолжение линии выставления шаров (от задней отметки в сторону средней отметки), располагая первый выставляемый шар как можно ближе к задней отметке, и в том же порядке возрастания номеров, как если бы они выставлялись за задней отметкой (т.е. шар с наименьшим номером выставляется ближе к задней отметке).

 

 31. Зажатые шары
 Если два шара (или больше) зажаты между краями лузы, при том, что хотя бы один из них не имеет контакта с игровой поверхностью, судья должен осмотреть положение шаров и выполнить следующую процедуру: он визуально (или физически, если сочтет это нужным) проецирует прямое направление каждого шара вниз из данной позиции: любой шар, который по усмотрению судьи, должен был бы упасть в лузу, если бы двигался прямо вниз, считается забитым шаром, а шары, которые должны были остановиться на игровой поверхности - незабитые. После чего шары расставляются согласно судейской оценке и игра продолжается в соответствии с правилами конкретной игры так, как будто никакого зажатия не происходило.

 

 32. Дополнительно забитые шары
 Если при правильном результативном ударе были дополнительно забиты шары, они засчитываются в счет играющего согласно правилам ведения счета данной игры.

 

 33. Постороннее воздействие
 Если шары были смещены (или игрок был задет таким образом, что это повлияло непосредственно на игровую ситуацию) не игроком, участвующим в матче, позиция шаров должна быть восстановлена в позицию, предшествующую инциденту, на столько точно, на сколько это возможно, и игра продолжается без каких-либо санкций к игроку. Если матч является официальным, шары расставляет судья. Данное правило также распространятся на обстоятельства непреодолимой силы, такие как землетрясение, ураган, падение осветительных приборов, отключение электричества и т.п. Если шары невозможно вернуть в первоначальную позицию, игра переигрывается с разбоем игрока, производившего разбой в незаконченной партии. Данное правило на распространяется на игру «14.1», где игра состоит из чередующихся пирамид: текущая пирамида остается незавершенной, шары устанавливаются в пирамиду заново, игра продолжается с разбоя пирамиды по соответствующим разбою правилам (перед разбоем игроки выполняют раскат на право разбития). Подсчет очков продолжается от счета, который был на момент вмешательства в игру.

 

 34. Очередность разбоя

 В матче, состоящем из коротких партий, победитель предыдущей партии разбивает в следующей. Допустимы следующие варианты очередности разбоя, устанавливаемые официальными лицами турнира заранее:

  • Игроки разбивают поочередно;
  • Разбивает игрок, проигравший в предыдущей партии;
  • Разбивает игрок, уступающий в матче по счету.

 

 35. Серийная игра
 По ходу игры игроки чередуют свои подходы к столу, подход игрока заканчивается, если он не смог правильно забить шар или допустил фол. Если подход завершен без фолов, вступающий в игру соперник принимает сложившуюся на столе позицию.

 

 36. Шар, прижатый к борту или битку

 Это правило распространяется на любые удары, при которых биток в сначала контактирует с шаром, прижатым к борту или прижатым к самому битку. После контакта с прижатым шаром, в результате данного удара должно произойти следующее:

  • Шар должен быть забит, или
  • Биток должен дойти до борта, или
  • Прижатый шар должен дойти до другого борта, или
  • Любой другой прицельный шар должен коснуться борта, с которым не был в контакте до удара.

 Невыполнение ни одного из этих требований является фолом. (Примечание: правила игры «14.1» и некоторых других игр имеют дополнительные требования и уточнения, касающиеся данного правила; см. правила конкретной игры). Шар, косающийся борта до удара, и вжатый ударом в борт, не считается доведенным до борта, если только он не отскочил от этого борта и не ударился о другой шар, прежде чем снова коснулся этого борта. Прицельный шар не считается прижатым к борту, если до выполнения удара он не был осмотрен судьей встречи или одним из игроков и не был объявлен как шар, прижатый к борту.

 

 37. Удар из «дома»
 Если игрок должен выполнить удар «с руки» из зоны «дома», то он должен таким ударом вывести биток за линию «дома», прежде чем биток коснется борта, прицельного шара или вернется в зону «дома». Если матч проходит в присутствии судьи, то невыполнение данного требования является фолом. Если матч проходит без судьи, соперник имеет право выбора: объявить фол или обязать провинившегося игрока повторить удар, восстановив шары на их исходное положение до удара (фол при этом не назначается). Исключение: если прицельный шар лежит на линии «дома» или за ней (и, соответственно, по нему можно нанести удар), но при ударе по такому шару биток не выйдет из зоны «дома», удар признается правильным и биток считается вышедшим из зоны «дома». Если игрок бьет с руки из зоны «дома», но в попытке ударить по шару вне «дома» биток случайно касается шара, находящегося в «дома», и при этом пересекает линию «дома», то удар признается фолом. Если при игре с руки из зоны «дома» биток случайно касается шара в «доме», но при этом не пересекает линию «дома», то соперник имеет право выбора: объявить фол и ударить с руки из «дома», либо вернуть шары в первоначальное положение, и обязать игрока, производивший удар, повторить его. Если в той же ситуации игрок нарочно касается битком прицельного шара в «доме», то это является неспортивным поведением

 

 38. Фол при ударе «с руки»
 Устанавливая биток «с руки», игрок может перемещать биток рукой или любой частью своего кия (включая наклейку). Когда биток расположен на столе, любое прямолинейное движение кия вперед, в результате которого кий касается битка, является фолом, если не были выполнены требования к правильному удару.

 

 39. Вмешательство
 Если неиграющий соперник отвлекает своего противника, или мешает его игре, то он наказывается фолом. Если игрок бьет по шарам или перемещает их во время подхода к столу соперника, то его действия расцениваются как вмешательство.

 

 40. Оборудование
 Игрок не может использовать шары, треугольник или какие-либо другие измерительные приборы для определения, проходит ли биток или прицельный шар через припятствие и т.п. Для каких-либо измерений и оценок при подготовке к удару игрок может использовать только кий, держа его в руке. При нарушении данного правила игроку объявляется фол, а его поведение расценивается как неспортивное.

 

 41. Запрещенная разметка
 Если игрок преднамеренно делает пометки на столе (включая расположение мелка) для облегчения выполнения удара, ему объявляется фол.


Рейтинг@Mail.ru
Алексей 'asm.' Моисеев