В апреле 1877 года вспыхнула русско-турецкая война. Обуреваемый неутолимой жаждой впечатлений, Верещагин рвался в бой, участвовал в некоторых сражениях, стал очевидцем ряда решающих битв.
8 июня 1877 года добровольцем участвуя в атаке на Дунае крошечной миноноски "Шутка" против огромного турецкого парохода, Верещагин получил ранение, от которого едва не умер. Он и капитан миноноски оказались первыми ранеными в начинавшихся боях. Еще не оправившись от раны, хромая и едва держась на ногах, художник устремился к Плевне, где русская армия в третий раз штурмует эту турецкую крепость. Битва под Плевной стала сюжетной основой нескольких значительных картин Верещагина.
Русско-турецкая война, оставившая у Верещагина массу жутких, мучительных воспоминаний, принесла ему еще и большое личное горе. На войне погиб его любимый младший брат - Сергей, а другой брат - Александр - был ранен. Крупной неприятностью явилась потеря многих этюдов художника по вине лиц, которым он доверил пересылку их в Россию. "Этих работ, - вспоминает Верещагин, - было от 30 до 40 штук, писанных на самых местах битв, буквально под неприятельским огнем".
Благодаря исключительной храбрости и распорядительности Верещагина в условиях боевой обстановки его имя в армии стало весьма популярным. В конце войны сотрудники штаба главнокомандующего спрашивали Верещагина, какую награду, какой орден он желал бы получить. "Конечно, никакого!" - отвечал художник. Когда его известили, что ему все же намерены вручить "золотую шпагу", он тотчас уехал в Париж.
В свою мастерскую в Париже Верещагин привез из Болгарии много костюмов, образцы оружия, предметы снаряжения, подобранные на полях сражения и необходимые для работы над картинами, а также многочисленные карандашные наброски и масляные этюды. И все же взыскательный к себе Верещагин нашел собранное и зафиксированное недостаточным и после войны дважды возвращался в Болгарию, чтобы снова проехать полями битв и собрать дополнительные материалы. Только после этого началась упорная работа над большими холстами.
Несколько полотен художник посвятил событиям, связанным с третьим штурмом Плевны, - одним из кульминационных и самых трагических эпизодов всей русско-турецкой войны. Первая картина, посвящена третьему штурму Плевны, называется "Перед атакой. Под Плевной" (1881 г.). Вторая картина - "Атака" - как бы продолжает предыдущую. Третья картина - это "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной" (1881 г.). Одним из самых остро обличительных в серии стало полотно "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года" (1878-1879 гг.). Картина "Под Плевной" в сущности своей - подобный приговор. Такая трактовка военных событий не была в обычае "признанных" художников-баталистов и вызвала понятный гнев царских властей.
Картины "Побежденные. Панихида" (1877-1879 гг.) и "Победители" (1878-1879 гг.) посвящены событиям, которые произошли под Телишем. Эти картины с глубокой правдой рассказывают "оборотную" сторону, "изнанку" войны, щемят душу.
Среди полотен, посвященных героической обороне Шипки в условиях морозной и вьюжной зимы, обращает на себя внимание триптих "На Шипке все спокойно!" (1878-1879 гг.)
Среди многочисленных картин балканской серии только одно полотно говорит о триумфе победителей. Это парад русских войск после блестящей победы отряда М.Д.Скобелева над армией Веселя-паши у южного склона Балканских гор. Картина называется "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" (1878-1879, вариант картины - "Шипка-Шейново", 1883-1888 гг.).
На двух больших полотнах - "Привал военнопленных" и "Дорога военнопленных (Дорога в Плевну)" (обе 1878-1879 гг.) - Верещагин изобразил трагическую судьбу взятых в плен турецких солдат, одетых в летнее обмундирование и замерзавших на полях и догах Болгарии в условиях наступившей зимы.
Балканская серия - это наиболее значительные произведения художника, как по идейному содержанию, так и по высокому художественному мастерству.
В связи с открытием в Петербурге в 1880, а затем в 1883 годах верещагинских выставок, на которых демонстрировались новые картины, в прогрессивной печати появилось множество статей, горячо поддерживающих художника, высказывавших самые хвалебные эпитеты. Реакционные же круги, царствующий дом и журналисты-ретрограды подняли против Верещагина целую компанию. Не только в России, но и в Западной Европе, и в Америке военные власти опасались антимилитаристского, обличительного влияния верещагинских картин.
Комарова Наталия e-mail: pm03knv@mail.ru |