|
Святые врата с надвратной церковью Иоанна Лествичника
Врата - 1523 г., церковь - 1572 г.
К числу лучших кирилловских построек второй половины XVI века принадлежит надвратная церковь Иоанна Лествичника.
Она была возведена в 1569 - 1572 годах на вклад царевичей Иоанна и Федора Иоанновичей над каменными Святыми воротами
1523 года, часть которых дошла до нас в составе существующего здания. Особенно примечателен прекрасно сохранившийся
интерьер церкви. На первый взгляд, он кажется повторением интерьера церкви Архангела Гавриила. Воспроизведены здесь и
круглые столбы, и профили импостов, вносящие внутрь храма элементы ордерного расчленения, и крестовый свод западной ветви
креста. Однако более внимательный взгляд заметит, что профили сильно огрублены, а столбы более приземисты.
Но самое существенное отличие — это возврат к системе поднимающихся ступенями к барабану подпружных арок, обычной для
среднерусского зодчества XV века, а в данном случае, скорее всего, появившейся как подражание соборным храмам
Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Тем не менее интерьер оставляет впечатление большой цельности и
уравновешенности. Своеобразие композиции надвратной церкви дополняется сдвинутым асимметрично (из-за устройства придела)
прямоугольным алтарем и большой квадратной сводчатой папертью с западной стороны.
Фасады здания, так же как и интерьер, характеризуются компромиссом между огрубленной схемой ордерного расчленения
и использованием традиционных местных приемов архитектурного убранства. Пояс кирпичной орнаментальной кладки,
членящий стены соборов XV века, не выделен здесь самостоятельно, зато она заполняет поле закомар и часть карниза.
И снова, как и у церкви Иоанна Предтечи, полностью была воспроизведена система кокошников Ферапонтовского собора,
ступенями поднимающихся к главному барабану. Барабан тоже завершен традиционным для Белозерья орнаментальным поясом.
По сути дела, все элементы декора надвратного храма почерпнуты из арсенала уже бытовавших в кирилловском зодчестве форм,
кроме филенок на лопатках, несколько напоминающих приемы декорации новгородских построек XVI века. При всем том церковь
Иоанна Лествичника нельзя назвать копией ранних белозерских построек. Это хорошо и цельно скомпонованное здание,
в котором использование старых форм отнюдь не носит характера слепого подражания. Скорее всего, здесь в последний раз
в монастыре работал приглашенный со стороны мастер-профессионал.
| |