Главная |
История |
Создание |
Жанры |
Фестивали |
Словарь |
Об авторе |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Рождение мирового киноВ 1888 году проходили лабораторные и публичные демонстрации фильмов, но они носили случайный характер. В 1895 году проходило приличное количество сеансов движущейся фотографии, но их изобретатели, как правило, не знали друг о друге, что послужило впоследствии причиной бесконечных споров о приоритете в кино. В этом споре победили братья Луи и Огюст Люмьер, потому что их публичные платные сеансы оказались наиболее успешны с точки зрения коммерции. Братья вместе со своим отцом были руководителями крупной фабрикой фотоматериалов в Лионе. В марте 1895 г. братья Люмьер представили свой первый проект — Синематограф (Cinematographe) — проектор для фильмов формата 35 мм. Первый публичный показ был 28 Декабря того же года. Этот день во всём мире считается днем рождения кинематографа. Первый фильм Луи Люмьера "Выход с завода" носил почти рекламный характер. Он впервые демонстрировался на конференции, посвящённой развитию фотопромышленности во Франции. Устремляющиеся к выходу работницы в широких юбках и шляпах с перьями, рабочие, ведущие свои велосипеды; вслед за рабочими в карете, запряжённой парой лошадей, ехали владельцы фабрики, за которыми привратник закрывал ворота. Люмьер показывает картину прочного благополучия, и зрители видят себя на экране такими, какие они есть или какими хотели бы быть. Два известных и наиболее популярных фильма Луи Люмьера "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик" представляют дальнейшее развитие кино. В "Прибытии поезда" паровоз, появляясь из глубины экрана, устремлялся на зрителей, заставляя их вскакивать с мест из боязни быть раздавленными. Поезд стал символом кинематографа. Огромный успех "синематографа братьев Люмьер" вызвал его быстрое распространение во всем мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов в Париже синематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении "Аквариум" в Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона "Синематограф братьев Люмьер". Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду "Эрмитаж". Начали сниматься игровые фильмы с несложным сюжетом. Американец Д.У. Гриффит снял их к 1914 году свыше 450. В годы Первой Мировой войны центр мировой кинопромышленности переместился в американский Голливуд в солнечной Калифорнии. Экраны всего мира заполнила продукция голливудских студий. Это были фильмы, различные по жанрам, стилям и качеству. Различной была и их направленность: музыкально-развлекательная, семейно-бытовая, остро социальная. Среди последних фильм Э. Штрогейма "Алчность", антивоенный фильм К.У. Вицера "Большой парад". Невероятно популярным актером стал Чарльз Спенсер Чаплин, который своей комичностью выражал трагичность жизни "маленького человека". Он вырос в Лондоне в нищете. В 1897 году начал выступать на сцене. Во время турне его водевильной группы по Америке в 1912 году ему предложили сняться в кино. Уже во второй его картине "Автогонки в Венеции" (1914) он создал образ бродяги, которого он придерживался во многих своих фильмах. Вскоре Чаплин начал ставить картины, в которых снимался сам: "Малыш", "Золотая лихорадка", "Огни большого города", "Новые времена". Другие звезды кино того времени это в основном американцы: Дина Дурбин, Дуглас Фербенкс, Кларк Гейбл, Герольд Ллойд. Кино быстро обрело мировую популярность. В 20-30гг. годы начали сниматься игровые фильмы с несложным сюжетом. В эти же годы кино качественно изменилось: в 1927 году был снят первый звуковой фильм, во второй половине 30-х годов кино приобрело цвет. Это особенно повышало значимость зрительного образа, способного передать ту или иную идею. Постепенно на первый план в западном кинематографе выходят психологическая глубина характера, поэтическое отображение жизни, попытка разрешения проблем "среднего класса", все глубже проявляются демократические тенденции. Среди лучших фильмов 30-х годов: "Под крышами Парижа" (реж. Клер, Франция), "Жизнь принадлежит нам" (Ж. Ренуар, Франция). Англии в 30-х годах зарождается художественно-документальное кино. В то время режиссером номер один был Альфред Хичкок. Широкую известность он приобрел благодаря снятой в 1929 году первой английской звуковой ленте "Шантаж". А после фильма "Леди исчезает" (1938), где соединились страшное, смешное и романтическое, его стали считать мастером игрового напряжения. В таких странах, как Германия, Япония и Италия, вплоть до их военного разгрома, кино было подчинено целям фашистской шовинистической пропаганды. В Германии и Италии широко демонстрировались "исторические" фильмы, которые фальсифицировали действительность и историю в угоду фашистским идеологам. В Германии во время послевоенного кризиса общества фильмы имели были посвящены психопатологическим переживаниям людей, утративших контакт с окружающей действительностью (реж. Р. Вине и П. Лени). |
|||||||
Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009 |