Вам следовало бы обновить ваш Flash Player
На охране и учёте в городе находятся комплекс Вологодского кремля и свыше тридцати других сооружений. Среди них – уникальные памятники каменного и деревянного зодчества, мемориальные дома, множество старинных церквей.

Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник расположен в древнейшем ансамбле памятников XVI—XIX веков – Вологодском кремле,
Ворота кремля
и является крупнейшим культурным центром области и Севера России. Самым первым музеем в городе является «Петровский домик» (открыт в 1885 году). В 1896 году в Вологде было создано епархиальное Древнехранилище, в котором содержались предметы старины, в основном культового происхождения, и документы Вологодской епархии. В 1911 году была создана картинная галерея. Тогда же по инициативе Вологодского общества изучения Северного края был открыт Музей родиноведения. 13 марта 1923 года все музеи города были объединены в один, который стал называться «Вологодский государственный объединенный музей». На базе Вологодского областного краеведческого музея постановлением Совета министров РСФСР №247 от 29.06.88 был учреждён Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Объектами музейного показа являются более 40 памятников архитектуры общей площадью более 9000 кв. м. (в том числе комплекс Архиерейского подворья – Вологодский кремль,
Музей кружева
Софийский собор и колокольня со смотровой площадкой), где представлены художественные, литературные, историко-этнографические, естественно-научные экспозиции и выставки. Фонды Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника насчитывают более 473 тысяч единиц хранения, включая уникальные произведения древнерусской живописи XIV—XVI веков, масляной живописи, графики, древние рукописи, монеты, археологические и другие материалы.

В художественном отделе экспонируются известнейшие произведения древнерусского искусства: Троица Ветхозаветная (Зырянская) конца XIV века, содержащая единственный сохранившийся образец зырянской письменности; Богоматерь Толгская (Подкубенская) письма первой половины XIV века, а также серебряный посох XVIII века работы великоустюжского мастера черневого дела Михаила Климшина. Выставляются произведения вологодских кружевниц, традиционные изделия народных промыслов Русского Севера: северная чернь по серебру, плетение из бересты, роспись, резьба по дереву.
Отделы природы и истории демонстрируют флору и фауну Вологодской земли, дают представление об особенностях исторического развития Вологодского края.

Активная выездная выставочная деятельность позволила музею получить всемирную известность. Лучшие образцы собрания музея экспонировались даже в Ватикане. На базе экспозиций и выставок музея и его филиалов проводятся разнообразные увлекательные тематические экскурсии, организуются экскурсионные туристические маршруты, которые позволяют продемонстрировать историко-культурное наследие Вологодского края, исторические особенности архитектуры и градостроительства. Филиалами Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника являются Дом-музей Петра I, Литературный музей, Архитектурно-этнографический музей Вологодской области (музей деревянного зодчества), Дом-музей А.Ф. Можайского (историко-мемориальный), Грязовецкий краеведческий музей (музей льна), музей «Вологодская ссылка».
Вверх

Вологодский кремль

В состав Вологодского кремлёвского комплекса традиционно входит бывший Архиерейский двор, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам,
Симоновский корпус
а также неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и Софийская колокольня (постройки XVII—XIX веков). На территории Кремля собрано немало памятников деревянного зодчества.

Сооружения, создающие архитектурный ансамбль вологодского кремля, могут служить примером гармоничного соединения архитектурных стилей трех столетий. Благодаря этому смешению стилей, кремль Вологды с его разнообразными строениями и старыми разросшимися деревьями представляется нам очень привлекательным и интересным.

Архиерейский двор – комплекс сооружений вологодских архиепископов. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Первой каменной постройкой Архиерейского двора стало здание Казенного приказа, или Экономский корпус, где помещались казенные и казначейские кельи.
Гаврииловский корпус
Второе по времени каменное здание – большой трёхэтажный Симоновский корпус (или Архиерейские палаты), названный по имени архиепископа Симона, при котором был построен (1669-1671). Над восточной частью корпуса возвышается высокий четверик одноглавой домовой церкви Рождества Христова с четырёхугольным алтарем. Сама церковь, очень небольшая, занимала часть второго этажа — самого высокого и светлого, в котором находились также архиерейские кельи и наиболее нарядное и торжественное помещение во всем дворе — Крестовая палата; в ней вологодские епископы принимали наиболее знатных гостей, был здесь трижды и Петр I. В XVII и первой половине XVIII века это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде. Позднейшие пристройки значительно исказили внешний и внутренний облик этого сооружения. Но в результате реставрации 60-х годов прошлого века был частично восстановлен прежний роскошный архитектурный декор фасадов здания. В настоящее время Симоновский корпус
Иосифовский корпус
по праву может служить прекрасным образцом гражданской архитектуры второй половины XVII века.

После возведения Симоновского корпуса Архиерейский двор был обнесён высокими каменными стенами. Высокая ограда со всеми принадлежащими к ней пристройками была возведена в 1670—1671 годах по правилам фортификационного искусства XVII века и напоминает крепость, хотя никогда не подвергалась вражескому нападению. К тому же, среди работавших на этом строительстве вологжан не оказалось высоко квалифицированных мастеров-горододельцев, поэтому крепостные элементы ограды выполнены далеко не так профессионально, как это сделали бы настоящие мастера городового дела. Возведение столь мощных стен вологодского Архиерейского двора было вызвано ещё и идеологическими задачами возвеличения и прославления Православной церкви и самого архиерея.

Особенно интенсивное строительство на территории нынешнего кремля велось в 60-70-х годах XVIII века при вологодском епископе Иосифе «Золотом». Главным результатом этих строительных работ стали его личные апартаменты – роскошные трёхэтажные каменные покои. Иосифовский корпус строили с 1764 по 1769 год ярославские, прилуцкие и вологодские каменщики. Он отличался не только своей пышной нарядностью и изысканным внутренним убранством, но и необычным для Вологды барочным стилем. В стиле барокко был отстроен и тёплый Воскресенский собор. Строительство его началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Строил тёплый собор вологодский архитектор Златицкий. Он представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами и длинным алтарём. В настоящее время он как бы завершает ансамбль Архиерейского двора, будучи расположенным возле современного входа на территорию Кремля. Ныне в соборе располагается Вологодская областная картинная галерея.
Вверх

Софийский собор

Пятиглавый Софийский собор – первый каменный храм города, возведенный по образу Успенского собора в московском Кремле. Построен он был по указанию и под надзором Ивана Грозного, в 1568–1571 годах. Однако, в 1571 году храм ещё не был полностью доделан и свой окончательный вид принял только в XVII столетии.
Софийский собор
После отъезда Ивана IV собор семнадцать лет простоял незавершённым, пустым. Только при сыне Грозного Фёдоре вспомнили о забытом храме и частично, очень небогато украсили. В 1613 году литовские интервенты разорили собор, сожгли его деревянный «верх» — кровлю и маковицы. После разорения собор очень быстро восстановили, слишком быстро и поэтому неполностью. Доделывали и украшали его почти в течение всего XVII столетия. Иностранные путешественники называли его «чудом из чудес». Собор имеет форму почти правильного куба. Алтарь выдаётся тремя полукружиями, массивные белые стены с двумя ярусами щелевидных окон и высокими перспективными порталами. Вдоль стен собора расположены захоронения вологодских архиереев. Внутри собора могучие квадратные столбы подпирают крестовые своды. Перед алтарём – пятиярусный иконостас. Стены, своды и столбы расписаны ярославским художником, «мастером первой руки» Дмитрием Плехановым «с 30-ю со товарищи». Роспись, выполненная не очень яркими красками, гармонирует с неброской природой севера. Фрески расположены горизонтальными лентами-поясами. Однако все они ритмически объединены в единый живописный комплекс и напоминают сплошной живописный ковёр. На нём разворачивается целая эпопея из церковной и светской истории.
Колокольня и собор
Доминирующее положение в стенописи занимают не отдельные фигуры, как наблюдалось в более ранний период, а шумная и многоликая толпа.

Рядом с собором возвышается колокольня XVII века с золоченым куполом. Вначале она была не такой, как сейчас. Первая соборная колокольня – деревянная, восьмиугольная, с шатром, крытым «чешуей» – появилась в 1620-х годах. В 1650 году её заменили каменной. Она представляла собой скромный четверик со «звоном» и шатром. В XIX веке архиерею показалось, что звонница главного собора города низка. В 1870 году архитектор Шильдкнехт перестроил колокольню, просуществовавшую 220 лет, в ложно-готическом стиле. Шатёр был снят, а четверик удлиннён на более чем на тридцать метров. Всё сооружение увенчали большим луковицеобразным куполом. Достопримечательностью колокольни являются куранты, изготовленные на фабрике братьев Гутеноп в Москве в 1871 году. Они и сегодня - главные часы города. На площадке звона - уникальная коллекция колоколов XVII-XIX веков с характерными для того времени названиями: Часовой, Водовоз, Большая лебедь и т. д. Самый большой из них - Праздничный, весом 400 пудов. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на город и окрестности.
Вверх

Вологодская областная картинная галерея

Картинная галерея...
Вологодская областная картинная галерея – один из центров современной художественной жизни Вологды, была основана в 1952 году. Задуманная как музей русского искусства, галерея формировалась за счет передачи произведений из запасников Министерств культуры СССР и РСФСР, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского и Нижегородского художественных музеев. Фонды картинной галереи насчитывают около 29 тысяч единиц хранения.

Здесь представлены произведения древнерусского искусства, русского искусства XVIII—XX веков, советского и западноевропейского искусства, произведения русской оригинальной графики XIX – начала XX века. В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, М.А. Врубель, С.Ю. Жуковский, В.В. Верещагин, И.К. Айвазовский, Дж. Доу – работы этих мастеров
... в Воскресенском соборе
экспонируются в Вологодской областной картинной галерее. В галерее достаточно полно отражены отдельные этапы в искусстве России, формирование и расцвет русской национальной школы живописи. Кроме того, представлены персональные коллекции некоторых мастеров. Среди них собрание работ Н. Тырсы, Е.С. Кругликова, К.А. Клементьева, Л.А. Юдина. Имена многих талантливых художников были несправедливо забыты, но впоследствии возвращены в фонд историко-культурного достояния страны. Именно в Вологодской картинной галерее можно увидеть полотна этих мастеров, таких как: Б.А. Голополосов, С.В. Кольцов, А.Г. Кольцова-Бычкова, Р.Н. Барто, С.И. Маркин, М.К. Соколов, К.К. Зефиров. Коллекция западноевропейского искусства представлена полотнами художников голландской, итальянской, французской, бельгийской, немецкой школ XVII—XIX веков. В картинной галерее можно познакомиться с произведениями известных вологодских живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного искусства.
Вверх

Шаламовский дом

Это двухэтажный каменный дом за Софийским собором. На первом этаже здания, где проживала семья писателя Варлама Шаламова, в 1991 году был открыт мемориальный музей. Здесь экспонируется классическая коллекция.

Шаламовский дом
«...Тебе обещаю. Далекая Русь, врагам не прощая, я с неба вернусь» – строчки из стихов автора всемирно известных «Колымских рассказов» оживают в стенах музея. Вологда – место паломничества почитателей таланта Варлама Шаламова. Музей Шаламова – хранитель трагической истории целой эпохи и судьбы Человека этой эпохи. Через фотографии, письма, рукописи, архивные документы, воспоминания отражается Судьба, вобравшая в себя беды и мучения целого поколения. «...Я с вами – и живой...» Магнитофонная запись 1964 года живого голоса писателя, его портрет работы художника Яна Крыжевского (с этого портрета, собственно, и начался музей писателя), полевая сумка и наручные часы Шаламова и, конечно, дерево Колымы, дерево концлагерей – лиственница, символ музея Здесь происходит встреча не с вещами, не с экспонатами, а с самим писателем, его душой, его внутренним миром. Эмоциональное воздействие на посетителя, стремление пробудить в нём живое чувство сопереживания – вот главная цель деятельности музея. Сюда приходят не только те, чья судьба была искалечена кровавым тоталитарным режимом, но и те, кто пытается постичь страшную трагедию отечественной истории XX века.
Вверх

Дом-музей Петра Первого (Петровский домик)

«Петровский домик» стоит на высоком берегу реки Вологды. Это одноэтажное каменное здание со сводчатыми потолками является одним из немногих сохранившихся памятников гражданской каменной архитектуры Вологды конца XVIII века. Дом являлся собственностью официального представителя Голландии в России купца И. Гутмана.
Петровский домик
С 1692 по 1724 годы здесь неоднократно останавливался Петр I во время своих посещений Вологды.

Петровский домик – оригинальное сооружение. В переписной книге Вологды, относящейся к XVIII веку, он именуется «палатой каменной о трёх жильях». Музей был открыт после реставрации домика в 1885 году. Это был первый музей в городе и крае.

Здесь хранится большое количество экспонатов, имеющих непосредственное отношение к Петру Первому. К числу уникальных относится одежда Петра Первого: кафтан, штаны-колоты; посмертная маска Петра, кубок А.Д. Меньшикова, два стула голландской работы датой «1704», «било» с петровским вензелем и датой «1706», «зерцало» с указами Петра I, солдатская фляга под водку с надписью «Пей вино анисовое, да ума не пропей», оружие – стволы пушек, мушкет, и ружье с ударно-кремневым замком; бронзовая отливка руки Петра I, герб над входом с инициалами H.R.S. (Голландские Республиканские Штаты).
Вверх

Музей-квартира поэта К.Н. Батюшкова

Музей Константина Николаевича Батюшкова посвящен замечательному русскому поэту, поэтическому наставнику А.С. Пушкина, участнику Отечественной войны 1812 года. Небольшая экспозиция располагается в доме, где К.Н. Батюшков провел последние годы.
Музей К.Батюшкова
Музей был создан в 1983 году и стал местом изучения творчества великого поэта.

Само здание, где расположен музей, было построено в 1810 году. Переступая порог музея, посетители попадают в атмосферу XIX века. Экспозиция представляет непростой жизненный путь поэта, одолеваемого тяжким душевным недугом. Экспозиция повествует о друзьях Батюшкова, его окружении, о нем самом – человеке со сложным, противоречивым характером. Судьба поэта замечательна и трагична, и раскрывается она благодаря экспозиции музея. Поэзия Батюшкова звучит со страниц рукописей, посланий друзьям, прижизненных изданий.

Из окон музея виден памятник Константину Батюшкову на Соборной горке. Этот памятник создавался к 200-летию со дня рождения поэта и был открыт в 1987 году.
Вверх

Музей «Мир забытых вещей»

Музей «Мир забытых вещей» был открыт в 1991 году. Расположен он в деревянном особняке XIX века, принадлежащем купцу Пантелееву.
Дом Пантелеева
Экспозиция содержит два раздела. На первом этаже – «Мир забытых вещей», открывающий посетителям культуру и быт горожан в дореволюционную эпоху. Здесь воссозданы типологические интерьеры конца XIX – начала XX века: гостиной, столовой, детской и кабинета. На втором этаже размещена выставка «История Вологодского портрета XVIII—XIX веков из дворянских усадеб Вологодской губернии». В музее проводятся выставки вологодских художников.

Посетители получают возможность окунуться в атмосферу дореволюционной эпохи, познакомиться с культурой и бытом того времени – через типологические интерьеры, через собрание живописи из дворянских усадьб, через старинные предметы обихода, которые помнят те далекие времена. Здесь будет интересно и детям. В «Сонечкиной комнатке» они увидят фарфоровые игрушки, столик для рукоделия с вышивками гимназисток XIX века, старинные пяльцы и даже детский велосипедик начала XX века.
Вверх

Музей купеческого быта «Дом купца Самарина»

Иначе – выставочный комплекс «Вологда на рубеже XIX—XX веков».

Свою историю музей ведёт с 1968 года, когда была открыта первая экспозиция, посвященная политической ссылке. В то время он назывался музеем Марии Ульяновой.
Дом купца Самарина
Во время своей вологодской ссылки она проживала именно в этом доме.

Выставочный комплекс занимает три деревянных дома, принадлежавших купцу Самарину: купеческий особняк, лавку и доходный дом, которые представляют собой характерный образец типологической городской застройки конца ХIХ - начала XX веков. В доходном доме находится мемориальная квартира, где в 1912-1914 годах в ссылке жили М.И. Ульянова с матерью Марией Александровной (сестра и мать В.И. Ленина).

С 1990-х годов здесь работают выставки: «Традиции русского застолья», «Фото на память», «Вологда на рубеже веков», «Урок в старой школе», «Квартира доходного дома купца А.П. Самарина». Экспозиции музея посвящены и самому купцу Самарину, и ссыльной мятежнице. Выставки музейного комплекса дадут полное представление о том, каким был и чем жил город на рубеже XIX—XX веков. Предметы экспозиций передают весь колорит той далекой эпохи.
Тоже дом Самарина
Выставка «Традиции русского застолья» повествует о традициях церемонии русского чаепития. В рамках выставки «Фото на память» посетители получают возможность посмотреть коллекции фотографий, на которых предстает Вологда и её обитатели 1870-1920 годов, проследить историю вологодской фотографии, а также сфотографироваться в костюме прошлого века и получить «фото на память» – такое, словно фотография сделана в салоне фотографа прошлых столетий. На выставке «Урок в старой школе» посетители (как правило, школьного возраста) могут заглянуть в школьную жизнь своих предков. Здесь представлены доска, парта, школьные принадлежности того времени, учебники, аттестаты, фотографии и даже пелеринка, которую девочки с удовольствием примеряют.

В купеческой лавке работают студии росписи по дереву, вышивки, плетения и др., проводятся выставки «Традиции и современность», научные семинары по возрождению художественных промыслов.
Вверх

Музей «Вологодская ссылка»

Здесь снимал квартиру Сталин
В 2006 году в Вологоде был открыт музей «Вологодская ссылка».

Экспозиция музея посвящена пребыванию в вологодской ссылке известных деятелей государства, науки и культуры. Филиал располагается в двухэтажном деревянном доме начала XX века, где с декабря 1911 года по февраль 1912 года жил отбывавший в Вологде ссылку И.В. Сталин.

В течение длительного исторического периода вологодские земли были местом ссылки политических противников правящего режима и представителей общественных слоёв, оппозиционных существующему государственному строю. Неслучайно Вологодская губерния со второй половины XIX века именовалась «подстоличной Сибирью». C XIX века ссыльные, среди которых были выдающиеся политики, литераторы, учёные, оказывали большое влияние на политическую, общественную и культурную жизнь всего региона.

Постоянная экспозиция музея охватывает период с первой половины XIX до начала ХХ века: от пребывания здесь оппозиционно настроенной интеллигенции (Н.И. Надеждина, В.И. Соколовского)
Восковая фигура молодого Сталина
и участников польского восстания 1830 - 1831 годов до начала ХХ века, когда политическая ссылка в Вологодскую губернию приобрела массовый характер. По приблизительным подсчётам, в конце XIX - начале XX века через вологодскую ссылку прошло в общей сложности около 10 тысяч человек. Среди них: А.В. Луначарский, Б.В. Савинков, А.А. Богданов, Н.А. Бердяев, В.М. Молотов, М.И. Ульянова и другие. В 1909 - 1912 годах ссылку в Вологодской губернии отбывал глава Советского государства Иосиф Виссарионович Сталин. В экспозиции музея выделена мемориальная зона – комната, где он жил во время ссылки. Экспозицию, в которой преобладают документальные материалы, оживляет элемент театрализации. Не оставлена без внимания бытовая сторона ссылки: условия содержания ссыльных, их занятия, формы взаимопомощи, участие в культурной жизни края. Центром экспозиции является реконструкция комнаты ссыльного начала ХХ века. Здесь размещена восковая фигура Сталина, созданная по его фотографиям того времени, имеющимся в жандармских документах. Олицетворением противостоящих друг другу политических сил являются восковые скульптуры жандарма и представителя революционных кругов.
Вверх

Музей «Литература. Искусство. Век XX»

Дом Ситникова
Выставка «Две судьбы. Николай Рубцов. Валерий Гаврилин».

Экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Н. Рубцова.

Н. Рубцов является одним из самых значительных лирических поэтов ХХ века. Литературная выставка представляет жизненный путь поэта и его творчество. Документальный материал, представленный на выставке, расположен хронологически по девяти разделам, составляющим экспозиционный пояс. Поэтические комплексы   стихи Н. Рубцова – сопровождаются пейзажными планами Вологодчины, что придаёт экспозиции особый лиризм, помогает воссоздать и прочувствовать настроение поэзии Н. Рубцова. На выставке представлены уникальные экспонаты – автографы, фотографии, личные вещи поэта. На Советском проспекте, в Петровском сквере в 1998 году установлен памятник поэту Николаю Рубцову.

Экспозиция, посвящённая жизни и творчеству В. Гаврилина.

На выставке представлены личные вещи, фотографии, документы, нотные тетради выдающегося композитора современности – В. Гаврилина. Во время экскурсии посетители слышат фрагменты его произведений.
Вверх

Музей дипломатического корпуса

16 июля 1997 года в Вологде открылся Музей дипломатического корпуса, посвящённый пребыванию в городе в 1918 году иностранных посольств.
Дом Пузан-Пузыревского
Музей занимает дворянский особняк первой трети XIX века, где в 1918 году вместе с рядом других дипломатических миссий разместилось американское посольство во главе с американским послом Дэвидом Френсисом. Экспозиция музея рассказывает об уникальном событии, когда Вологда, в которой пребывали одиннадцать иностранных посольств и миссий, на пять месяцев стала дипломатическим центром России. Витрины музея заполнены фотографиями, документами и материалами из российских, американских, французских, английских архивов. Также представлены предметы интерьера и подлинные вещи начала XX века, в том числе мемориальные, бытовые предметы, характеризующие эпоху и воссоздающие быт послереволюционной России.

Музей организует конференции, музыкальные и литературные вечера, художественные выставки, презентации, уроки истории по теме: «Гражданская война на Севере».
Вверх

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области

Музей расположен в 12 км от города Вологды по Кирилловскому шоссе, на правом берегу реки Вологды.

Площадь музея составляет 12,7 га. В настоящее время в музее находятся 19 построек-экспонатов: 10 домов, 6 амбаров, ледник, баня и часовня. Все они построены во второй половине XIX – начале ХХ века и вывезены из Тотемского, Тарногского и Нюксенского районов Вологодской области. Главной целью устроителей экспозиций архитектурно-этнографического музея было воссоздание облика северной деревни на рубеже XIX—XX веков со всем её укладом. Первые экспозиции уникальной деревни-музея были открыты в 1992–1993 годах. Интереснейшими образцами крестьянских построек, полностью воссоздающими уклад жизни и обычаи северной крестьянской семьи, являются дома Болотовой, Кочкина, Пудовой, Поповой, Улановой, Слободиной. Дома замечательны как архитектурные постройки, интересно и их внутреннее убранство – в интерьере настоящая русская печь, «красный угол», кухонная утварь, другие предметы крестьянского быта, включая лучину на железном поставце...

В центре деревни стоит большой, богато украшенный скульптурной резьбой дом Болотовых (начало ХХ века) из Нюксенского района. Здесь представлены экспозиции, посвящённые разным видам трудовой деятельности крестьянина: «Основные и вспомогательные занятия крестьянского населения», «Обработка льна», « Плотницкое и столярное мастерство».

В доме Слободиных (вторая половина XIX века, Тотемский район) развёрнута экспозиция, посвящённая охоте. Экспонируются охотничьи трофеи, оружие и снаряжение; посетители могут узнать много интересного о русской традиционной охоте.

Дом охотника дополнился новой экспозицией, повествующей о тонкостях вологодской рыбалки, её исторических секретах и традициях. Экспозиция носит название «Рыболовство в Вологодской губернии на рубеже XIX—XX веков».

В доме Слободиных
Заглянув в зимовку дома Болотовой, посетители окажутся на выставке: «Во власти старого валенка…». Выставочный комплекс расскажет об истории развития катавального промысла на Вологодчине в XIX веке.

Для посетителей открыты экспозиции: «Крестьянский быт»; «Основные занятия крестьян» (о традициях льнообработки); «Правильная охота»; «Торгово-ярмарочный комплекс» (о развитии гончарного промысла на Вологодчине).

Активно используется ландшафт музея. Естественным продолжением темы «Человек и природа» служит экскурсия в лес, примыкающий с двух сторон к музею. Благодаря тому, что ландшафт музейной территории включает в себя хвойный и смешанный лес, болото, заливной луг, ручьи и реку, здесь проводятся учебные занятия по природоведению и географии. Прогулки по лесу можно осуществить на снегоходе, лошадях, лыжах.

В состав музея входит комплекс «Вологодская ярмарка» – ярмарочная площадь с торговыми рядами, качелями и каруселью. Здесь проводятся этнографические и фольклорные праздники, фестивали и театрализованные представления, такие как «Деревенская Масленица», «Праздник топора» и т.д.; для детей проводятся новогодние и рождественские ёлки.

Распахнул двери для посетителей Дом мастеров. Здесь посетители смогут познакомиться с работой художников по домовой росписи, заглянуть к рукодельнице, полюбоваться мастерством берестянщика. Принимаются заявки на проведение мастер-классов по традиционной домовой росписи, гончарному ремеслу, берестоплетению, изготовлению куклы, вышивке.
Вверх

Историко-мемориальный музей А.Ф. Можайского

Экспозиция музея посвящена вкладу вологжан в развитие авиации и космонавтики. Прослеживается путь от проектов и создания первого в мире летательного аппарата до создания легендарных самолетов инженера-авиаконструктора вологжанина С.В. Ильюшина и до старта космического корабля «Восход-2»
Усадьба А.Ф. Можайского
для выполнения уникального эксперимента – выхода человека в открытый космос под руководством вологжанина, командира корабля П.И. Беляева.

Музей расположен в деревянном особняке XIX века, где прошёл вологодский период жизни и деятельности известного русского изобретателя в области воздухоплавания А.Ф. Можайского. Именно здесь были произведены расчеты и опыты, ставшие первым шагом к созданию моноплана — летательного аппарата тяжелее воздуха.

Уникальными экспонатами музея являются личные вещи лётчика-космонавта Беляева, авиаконструктора, создателя легендарных ИЛов Ильюшина, фотографии из семейного альбома и предметы быта Можайских.

В музее посетители получают возможность – хоть на несколько минут – почувствовать себя космонавтом: посидеть в специальном кресле, увидеть специальное «космическое» питание в тюбиках – только, разумеется, попробовать его не дадут, и состояния невесомости ощутить не удаcтся...
Вверх

Галерея «Красный мост»

В 2003 году в Вологде была основана галерея современного искусства «Красный мост». Деятельность галереи направлена на профессионально обоснованную выставочную практику,
Галерея «Красный мост»
а также комплектование собственной художественной коллекции искусства XX — начала XXI века.

В настоящее время в коллекции галереи находится около тысячи единиц хранения – живописи, графики, фотографии.

Собрание галереи знакомит с произведениями художников разных поколений. Среди авторов и участников проекта можно выделить художников, чьё творчество опирается на традиции русской реалистической школы, андеграунда 60-70-х годов, петербургского символизма 70-х – начала 80-х годов прошлого века и новейших течений рубежа XX—XXI веков.

Галерея бережно сохраняет наследие, с должным вниманием относится к традициям, одновременно поощряя талантливое искусство молодых художников, чьё творчество сегодня обусловлено нетрадиционными формами и способами самовыражения.
Вверх

Памятники деревянной архитектуры

Дом Левашова
Архитектурный пейзаж Вологды немыслим без деревянного зодчества. Здесь лучше, чем где-либо в других местах, сохранились деревянные особняки с характерными для облика северных городов XIX века чертами – антресолями, точеными колоннами, портиками, с резными украшениями по фронтону, с балкончиками в орнаментах. Из 115 исторических городов России лишь 16 имеют памятники деревянного зодчества.

«Кто бывал в Вологде, – пишет в своей книге «Родная моя Россия» знаток народного искусства писатель О.В. Волков, – навсегда запомнит очарование этого города. Думается, нигде больше деревянное зодчество не поднялось до таких вершин, как в этом старинном северном городе!
Дом Засецких
Приезжий невольно задерживается у каждого дома – всякий из них по-своему интересен, отражает особые вкусы и мастерство своего строителя...»

Города северной России не только в XVII и XVIII веках, но и в XIX веке и в начале нашего столетия, вплоть до революции, застраивались преимущественно деревянными зданиями. Были среди них и роскошные, почти дворцовые, богатые особняки и простые обывательские дома, некоторые из них своим обликом походили на деревенские избы. В Вологде и сейчас уцелело много деревянных построек, и некоторые ее кварталы могут служить отличным примером старинного русского города. К сожалению, большинство образцов деревянных построек XVIII века (не говоря уже о более ранних) не сохранилось. Суровое правило ограничивает естественный срок жизни деревянного дома 150–200 годами, церкви 300–350 годами.
Дом Юшина
Множество существовавших тогда деревянных церквей — шатровых и клетских — заменены в XIX веке каменными. Тем большую ценность представляют уцелевшие памятники деревянного зодчества конца XVIII и начала XIX века.

Плотники тогда пользовались нехитрым инструментом. Это дровосечный топор и потес, струг для ошкуривания брёвен, черта для разметки, тесло для выборки пазов, долото и просека для пробивки отверстий. И самый главный инструмент – плотничий топор. В снаряжении плотника нет пилы. Её старались не применять даже при таких, казалось бы, необходимых операциях, как обработка брёвен в размер. Торцы брёвен обтёсывались только топором: при «топорной» обработке закупориваются капиллярные отверстия, и бревно служит дольше, чем если бы его опилить пилой.

Дом Соковикова
Местные дворяне предпочитали селиться в районе улиц Петербургской, Большой Дворянской и Екатерининско-Дворянской (теперь Ленинградской, Октябрьской и Герцена). Графу Шереметьеву, посетившему город в 1902 году, дореволюционная Вологда показалась не такой мерзопакостной, какой её изображают задним числом: «Обилие деревьев, аллеи, сады поражали. Множество особняков, типичных и уютных, с какой-то особой им присущей печатью благородства, иные с колоннами и мезонином, высокими окнами. Исключительно дворянскими особняками были застроены такие улицы, как Петербургская и Дворянская».

Над окнами многих деревянных домов старой постройки прибиты проржавевшие таблички или видны светлые пятна на тех местах, где они висели.
Дом Дружинина
Они означали, что дом когда-то был застрахован в одной из страховых компаний. Наиболее часто на табличках можно прочесть надписи «Страховое общество «Россия» или «Застраховано во взаимном обществе». В 1876 году открылось Вологодское отделение «Общества взаимного от огня страхования» и довольно быстро потеснило старые фирмы. Деятельность общества благотворно повлияла на развитие города: в 1885 году по его инициативе учреждена добровольная пожарная охрана, а с июня 1898 года начал действовать противопожарный водопровод.

Ещё в начале прошлого столетия многие из традиционных элементов городской среды: надворные постройки, ворота с резными калитками, фонари и полицейские будки исчезли повсеместно с лица русских городов. Вологда представляла собой исключение. Г. Лукомский писал в 1914 году: «Кроме особняков и флигелей в Вологде есть много образцов милой старины,
Дом Волкова
интересной не столько образцовостью форм своего зодчества, сколько «провинциальным» выражением или просто курьёзным фактом самого сохранения строений, отживших теперь почти всюду свой век». Люди ходили по деревянным мосткам-тротуарам, а из всех вологодских мостов каменными были только Каменный да Октябрьский. А пресловутый «резной палисад», ставший с лёгкой руки ансамбля «Песняры» одним из символов города. Надо сказать, что штакетник, обрамляющий палисадник, – небольшой садик перед домом – не всегда был характерен для облика вологодских улиц. В палисадниках высаживались обычно липа, черёмуха, берёза и рябина.

Трудно, просто не хочется быстро ходить по улицам Вологды. Удивительное подстерегает на каждом шагу. Не потому ли поэты черпают здесь вдохновение. Все, кто приезжает в Вологду, не перестают восхищаться вологодской красотой. Недаром этот старинный русский город называют ещё музеем. Музеем под открытым небом.
Вверх

Вологодское кружево

По свидетельству известного русского критика В.В. Стасова, ещё в XVII веке вологодские кружевницы поставляли свои изделия царскому двору в Москву, а несколько позднее и за границу. Оригинальные по стилю и декоративной выразительности, вологодские кружева пользовались большим спросом покупателей и неизменным успехом на международных выставках.

На Руси упоминание о кружевных изделиях впервые встречается в XIII веке. В русском языке название «кружево» или «круживо» произошло от слова «окружать» нарядной отделкой края одежды. В Ипатьевской летописи указывается, что князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королём был одет в «кожюх», обшитый «кружевы златыми». Это было в 1252 году.

Возникнув в давние времена, кружевной промысел особенно широкое распространение получил после отмены крепостного права.
«Вологда»
Важным стимулом для этого послужило развитие товарного льноводства, а также строительство железных дорог. Появились сырьё и рынок сбыта. Одним из крупных очагов кружевоплетения становится Вологда. Нужда заставляла местное население искать дополнительный заработок. Кружевной промысел считался почти основным источником дохода не только сельских, но и городских жителей. «В настоящее время, – писал в 1867 году критик-публицист Н.В. Шелгунов, – кружева плетёт почти вся Вологда, или точнее всё население вологодских чердаков и подвалов. Только дворянство да купечество не занимается этим промыслом». Число кружевниц возрастало с головокружительной быстротой. По данным земства, в Вологодском кружевном районе в 1865 году кружевным промыслом занималось 500 человек, в 1900 году – 20000, а в 1912 году уже 40000.

«Золотая рыбка»
Под влиянием роста спроса на кружева местные власти и отдельные меценаты предпринимают ряд мер для расширения кружевного производства. В 1886 году в Вологде был учреждён «Особый комитет по развитию кустарных промыслов». В 1872 году вологодские кружева экспонировались на Всероссийской выставке в Москве, а несколько позднее в Вене, Париже и Лейпциге. В 1919 году, когда в стране ещё бушевало пламя гражданской войны, Советское правительство издало декрет о развитии кустарной промышленности. В Вологде создаётся «Волкружевсоюз», объединивший пятьдесят артелей. В 1928 году здесь была создана профессионально-техническая школа кружевниц. Большую роль в становлении кружевоплетения сыграло открытие в 1936 году в Вологде кружевной художественной лаборатории при кружевосоюзе. В 1937 году изделия вологодских кружевниц попадают на международную выставку в Париже и получают высшую награду. Затем успех повторяется в Брюсселе.
Начиная с 1930 года вологодские кружева в больших объёмах идут на экспорт – в Англию, Швецию, США и ряд других стран. В 1967 году они экспонировались на Всемирной выставке в Монреале. В 1930-е годы в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. Многие кружевницы создали тогда выдающиеся произведения, высоко оцененные за безупречное исполнение и интересную тематику. До 1940-х годов преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия – дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды – воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Там изготавливаются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников (А.А. Кораблёвой, М.А. Гусевой и др.). Машинное кружево в Вологде освоено в 1969 году. Мерные кружева, изготовленные на станках, идут на отделку постельного белья, носовых платков. Но настоящие кружева, принесшие мировую славу нашему городу, по-прежнему плетут вручную.
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой (тесьмой, «вилюшкой»); они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

В настоящее время Вологодское кружевное предприятие по-прежнему является ведущим в числе традиционных промыслов России. В связи с переходом к рыночной экономике в нём произошли существенные изменения. С 1992 года объединение перешло в коллективную долевую собственность, преобразовалось в Товарищество с ограниченной ответственностью, а затем в ЗАО Вологодская кружевная фирма «Снежинка».

«Лукоморье»
Крупным и талантливым мастером кружевоплетения является Вера Дмитриевна Веселова. Она автор уникальных панно и отделочных украшений. Её изделия обошли 25 стран мира. Как и многие другие, она начала плести кружево в раннем детстве. Каждая работа демонстрирует глубину и широту таланта художницы.

Большую художественную ценность представляют кружевные изделия Виктории Николаевны Ельфиной. Они экспонировались на международных выставках в шестнадцати странах и всюду получили высокую оценку. Для творчества этой художницы характерно то, что она мастерски умеет видоизменять и по-своему обновлять старинные народные мотивы. Как никому другому, ей удалось добиться гармоничного сочетания нового стиля со старым. При этом ревностно оберегаются традиции и чистота вологодского кружева. Кстати, кружевное объединение «Снежинка» своё название получило по её одноимённой композиции.

Обратите внимание на то, что в советский герб Вологды наряду с другими элементами геральдики вплетены кружевные узоры.
Вверх

Спасо-Прилуцкий монастырь

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь – один из крупнейших монастырей Севера, великолепный архитектурный ансамбль древней Руси. Он находится на северо-востоке от города Вологды, на левом берегу реки Вологды. Своё название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой расположен. Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на русском севере – с XVI по XVIII век включительно.

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким, видным деятелем русской церкви второй половины XIV века, прославленным русским святым, небесным покровителем Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около неё деревянные кельи для иноков.

Устроение Дмитрием новой обители близ Вологды нашло поддержку у московского князя Дмитрия Донского, поскольку отвечало стремлению Москвы утвердиться в северных землях. Значение монастыря как форпоста Московского княжества в борьбе, в первую очередь с Новгородом, за овладение Севером хорошо понимали и все последующие московские князья, а затем и цари, которые не оставляли его своими дарами, заботились о его благосостоянии. Спасо-Прилуцкий монастырь был важным военно-стратегическим пунктом, расположенным на пути, ведущем из Вологды в Белозерск, Великий Устюг, Пермь и другие города. Москву интересовало не только его стратегическое, но и торговое значение: в Вологде, а значит, и в Прилуках, скрещивались пути в Москву и Новгород. Московские князья и цари, равно как и другие богатые лица, жертвовали Спасо-Прилуцкому монастырю земли, деньги, церковную утварь и т.п.
Сокровища монастыря вскоре привлекли внимание соседей – устюжан и вятчан. От конца XIV и начала XV веков сохранились известия об их нападениях на монастырь, сопровождавшихся в том числе разграблением монастырского храма.

Известно, что Иван III перед походом на Казань вытребовал из монастыря образ Преподобного Дмитрия Прилуцкого, почитавшийся чудотворным. После победы в казанском походе он украсил икону золотом и серебром, вернув её монастырю 3 июня 1503 года. Чудотворный образ Димитрия Прилуцкого был торжественно встречен в Вологде и препровожден в Спасо-Прилуцкий монастырь. На месте сретения образа, в память об этом событии, в Вологде была построена церковь Дмитрия Прилуцкого, переосвящённая впоследствии во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены. Великие цари и князья неоднократно ездили в монастырь на богомолье.
Колокольня и собор
В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре «у чудотворцев» был князь Василий III с женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о чадородии. Иван Грозный в 1545 году приезжал в обитель на богомолье, а в 1552 году взял из монастыря Киликиевский крест при сборах в Казанский поход. Игумены монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году – Бориса Годунова и в 1613 году – Михаила Фёдоровича.

С XVI века в монастыре началось каменное строительство. В 1537—1542 годы на месте деревянной церкви был воздвигнут величественный каменный собор Происхождения Честных Древ Животворящего Креста. В центре монастыря находится Спасский собор и его колокольня. Каменный собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Возведён он по принципу московских храмов. В архитектуре Спасского собора ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей, храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству.
Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. К сожалению, пожар, случившийся в 1811 году уничтожил внутреннее убранство, но после Отечественной войны 1812 года были проведены восстановительные работы. В 1812 году, при вторжении французской армии в Москву, в продолжение трёх месяцев в соборной Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы. Вскоре после возведения собора Всемилостивого Спаса были построены главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной стены. Надвратная церковь сначала была освящена (1590) во имя Федора Стратилата, а затем переименована во имя Вознесения Господня.

Успенская церковь
В начале XVII века, в эпоху «Смутного времени», монастырь претерпел много бедствий, неоднократно подвергаясь нападениям и грабежам со стороны интервентов и прочих «воровских» людей, когда, в частности, была уничтожена значительная часть древнего монастырского архива. Но, несмотря на разрушения и разорения, монастырь быстро восстанавливался и отстраивался. Так, во второй половине XVII века здесь вновь развернулось интенсивное каменное строительство. Возводится мощная каменная ограда с башнями, надежно обезопасившая монастырь от вражеских набегов. Каменные стены и башни монастыря возведены по правилам строительства крепости середины XVII века. Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. Стены имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев.

Кроме каменных зданий в XVII и XVIII веках территорию Спасо-Прилуцкого монастыря заполняло множество всевозможных деревянных построек. Почти все они не сохранились, а между тем именно они когда-то придавали монастырю вид зажиточного древнерусского городка с его развитым феодальным хозяйством.
Деревянная Успенская церковь (первая половина XVI века) на территории монастыря – один из древнейших памятников деревянного зодчества на Русском Севере. В её архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь.

После революции Спасо-Прилуцкий монастырь разделил судьбу большинства православных храмов: имущество было вывезено, а монастырь был закрыт в мае 1926 года. В 1930-е годы в нём находился пересыльный пункт для раскулаченных, которых перевозили далее на Север, в 1950—1970-е годы он был занят под военные склады. С 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского краеведческого музея, а с 1991 года вновь открылся как действующий монастырь.

Архитектурный ансамбль монастыря полностью сохранился. Благодаря реставрационным работам святая обитель вновь обрела внешнее благообразие и известность одного из красивейших монастырских ансамблей Русского Севера.
Вверх

Главная | История | Места | Люди | Галерея | Карта | Сайт ВГПУ | Об авторе