Авиаконструктор. Сын вологодского крестьянина, с юных лет познавал тяжесть труда. Одно время был рабочим строителем, а в 1910 г. - чернорабочим на аэродроме, занимался расчисткой и выравниванием летного поля. Здесь и произошло его первое знакомство с авиацией. Уже в те годы С.В.Ильюшин выделялся среди товарищей по работе исключительной энергией, стремлением к знаниям. Он самостоятельно изучил математику, физику, химию, что помогло ему после призыва в армию стать авиамехаником (1916 г.). Но Сергей Владимирович мечтал летать. В 1917 г. Он успешно сдал экзамены на звание пилота.
Начинается гражданская война, и С. В. Ильюшин отправляется на фронт. Его назначают начальником мастерских авиационного отряда.
По окончании войны Сергей Владимирович был направлен на учебу в Московский институт инженеров красного воздушного флота, где он не только успешно учился, но и строил учебные планеры. В 1926 г. он окончил академию, а в 1931 г. создал и возглавил Конструкторское бюро (КБ), деятельность которого была связана с развитием трех родов авиации - штурмовой, бомбардировочной и пассажиркой.
Это было огромное, не знавшее себе равных по масштабам, конструкторское бюро. Оно ставило задачу концентрации инженерских усилий в области опытного самолетостроения. К концу 1931 года в ЦКБ насчитывалось более 500 конструкторов, по тем временам число совершенно астрономическое.
В ЦКБ Ильюшина работал долго. За участием в создании герметической гондолы стратостата СССР получил здесь орден Красной Звезды, затем занялся проектированием бомбардировщика ЦКБ-26.
Все пригодилось в дальнейшем. Из ЦКБ-26 вырос через несколько лет знаменитый бомбежками Берлина и других глубоких тылов противника Ил-4. Опыт герметичной кабины стратостата вспомнился, когда в атмосферу проникли пассажирские Илы. Но, при всей важности и полезности, обе работы лишь часть дел руководителя огромного коллектива. В ЦКБ произошло и более значительное - С.В. Ильюшин начал проникаться идеей, снискавшую ему впоследствии мировую славу. Именно здесь развернулось первое серьезное проектирование советских штурмовиков. Их вели разные конструкторы, по разным причинам работавшие в ЦКБ. Многоцелевой самолет Ил-4 был основным дальним бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны.
Вскоре после создания бомбардировщика С.В. Ильюшин разрабатывает штурмовик Ил-2 (1939 г.), который наши солдаты назвали "летающий танк", а гитлеровцы - "черная смерть". В 1944 г. коллектив С. В. Ильюшина приступает к разработке принципиально новой авиационной техники - реактивной. Так появляются самолет Ил-22 (1946 г.) и первый реактивный Ил-28 (1948 г.). Большой вклад внесли и С.В. Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации.
Но и это еще не было концом истории грозного семейства самолетов атаки. За Ил-10, освоенным в массовом производстве, последовал Ил-16, выпускавшийся не большой серией, и экспериментальный Ил-20. Последним штурмовиком, построенным в 1953 году, стал реактивный Ил-40, надежно бронированный и гораздо более скоростной, чем его собратья с поршневыми моторами.
Два самолета Ильюшина С.В. - штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Ил-4 - успешно провоевали всю войну. Они еще сходили с конвейера, улетая на фронт с заводских аэродромов, когда в конструкторском бюро начали обозначать на ватмане контуры первого советского послевоенного пассажирского самолета. Этим самолетом стал Ил-12.
Большой вклад внесли и Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации. Производство Ил-12 началось на следующий год после окончания войны, в 1957 г. совершил свой первый полет турбовентиляционый пассажирский самолет Ил-1.
Между Ил-2 и Ил-62 - дистанция огромного размера. За четверть века, минувшего после войны, на линиях Аэрофлота сменили друг друга три поколения пассажирских Илов. Сначала Ил-12 и потеснивший его Ил-14, затем Ил-18, "рабочая лошадка восточноевропейских аэродромов", как прозвали его американцы. За Ил-18, самый массовым самолетом нашей гражданской авиации, много проработавших в Европе, Азии и Африке, пришел черед самого младшего и самого совершенного - ИЛ-62, представителя второго поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями.
Каждая из этих машин по-своему примечательна. ИЛ-12 и ИЛ-14 обеспечили аэрофлоту массовость пассажирских перевозок, ИЛ-18 вместе со своими ровесниками, родившимися в других конструкторских бюро, принес гражданской авиации скорость, комфортабельность, экономичность
И, наконец, межконтинентальный лайнер ИЛ-62 уверенно вышел на международные линии, продемонстрировав новое увеличение скорости и грузоподъемности.
Сергей Владимирович Ильюшин Награждён:
Золотая авиационная медаль ФАИ,
8 орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции,
2 орденами Красного Знамени,
орденами Суворова 1-й и 2-й степени,
Трудового Красного Знамени,
2 орденами Красной Звезды, медалями.
Присуждены: Ленинская премия (1960),
Государственные премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971).
Установлены бронзовые бюсты в Москве и Вологде.
Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод, одна из улиц г. Вологда.