[Содержание]

 
 

 

Цвет

 

Как устроен цвет | Цветовой круг | Восприятие цвета | Сочетаемость цветов | Цветовые схемы | Текст и фон

У каждого человека есть свой любимый цвет, может быть даже не один. Однако есть некоторые универсальные законы выбора цвета, которые в сочетании с остальными элементами композиции не оставят равнодушным даже самого искушенного зрителя.

Как устроен цвет

Самая распространенная система представления цвета — система RGB (Red, Green, Blue — красный, зеленый, синий). Это аддитивная («складывающая») система, то есть такая, где цвет получается как результат смешивания трех соответствующих компонент:

[Аддитивная система RGB]

Документы для печати переводятся в так называемую субтрактивную, или «вычитающую», систему CMYK, содержащую противоположные RGB цвета (Cyan, Magenta, Yellow) и черный (blacK) цвет:

[Субтрактивная система CMYK]

Одна из цветовых схем, которая характеризует естественные свойства любого оттенка  — это схема HSV (тон — насыщенность — яркость):

  • тон (hue) — одна из точек цветового круга, максимально яркая и насыщенная:

[Все цвета радуги]

  • насыщенность (saturation) — соотношение основного цвета и такого же по яркости серого:

[Увеличиваем насыщенность]

  • яркость (value)  — общая яркость цвета (крайние позиции — черный и максимально яркий тоновый):

[Увеличиваем яркость]

Цветовой круг

Если мы посмотрим на цветовой круг, то мы увидим, что на нем можно выделить самостоятельные цвета (красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также цвета переходные (желто-красный, желто-зеленый и т.д.):

[Цветовой круг]

В традиционной цветовой теории выделяют три основных цвета, образующие[Основные цвета и дополнительные] равносторонний треугольник в цветовом круге:

  • красный,

  • желтый и 

  • синий.

Все остальные цвета можно получить путем смешивания основных.

Так получаются дополнительные цвета:

  • зеленый,[Производные цвета]

  • оранжевый и

  • фиолетовый —

и цвета производные:

  • желто-оранжевый,

  • красно-оранжевый,

  • красно-фиолетовый,

  • сине-фиолетовый,

  • сине-зеленый и

  • желто-зеленый.

Восприятие цвета

Все цвета можно разделить на две группы следующим образом:

  • холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые успокаивают и отдаляют данный предмет, и

  • цвета теплые (красный, желтый, зеленый), которые приближают объект, делают его больше и активнее.

Кроме того, чем меньше площадь, занимаемая конкретным цветом, тем тусклее, темнее он кажется. Поэтому маленькие элементы делают ярче, большие — темнее.

Сочетаемость цветов

Выбора цветов одной композиции основан на том, что вы стремитесь подчеркнуть: единство или контраст. В первом случае выбираются цвета, близкие друг другу на цветовом круге, во втором — примерно на расстоянии четверти окружности.

Цветовые схемы

Зная особенности восприятия каждого цвета и цветовых сочетаний, можно построить целый ряд готовых схем. Каждая из этих схем, будучи воплощенной в жизнь, звучит по-своему, вносит определенное настроение в композицию.

Если мы хотим добиться гармоничного сочетания цветов, то можно взять несколько близлежащих, расположенных один за другим на цветовом круге, например, желто-красный, желтый и желто-зеленый:

[Гармония близости]

Для создания контраста выбирают цвета противоположные, расположенные напротив друг друга. Такие цвета называются дополняющими. Примененные рядом, они делают друг друга ярче и живее. Пары «желтый — фиолетовый», «пурпурный — зеленый» — примеры дополняющих цветов:

[Очевидный контраст]

Кроме использования цветов, расположенных рядом друг с другом, можно попробовать использовать одни и те же цвета, но разной степени насыщенности:

[Цветовая схема: эксперимент с насыщенностью]

Однако, самый надежный и неисчерпаемый источник цветовых схем — природа. Человек является ее частью, и ничто так не радует его глаза, как гармония естественной нежности и красоты:

[Вот он — источник вдохновения!]

Вот такая цветовая схема получилась у меня из цветов кленовых листьев:

[Создайте свою цветовую схему. Это интересно!]

Текст и фон

Очевидно, что для комфортного чтения цвет текста и  цвет фона должны контрастировать.

Можно выделить два случая:

  • темный текст на светлом фоне,

  • светлый текст на темном фоне —

и применять то, что наиболее уместно на ваш взгляд.

 

<<форма | содержание | текстуры>>