|
Цвет
|
|
Как устроен цвет
| Цветовой круг | Восприятие цвета
| Сочетаемость цветов | Цветовые схемы
| Текст и фон
У каждого
человека есть свой любимый цвет, может
быть даже не один. Однако есть
некоторые универсальные законы
выбора цвета, которые в сочетании с
остальными элементами композиции не
оставят равнодушным даже самого
искушенного зрителя.
Самая распространенная система
представления цвета — система RGB
(Red, Green, Blue — красный, зеленый, синий). Это аддитивная
(«складывающая») система, то есть такая, где цвет получается как
результат смешивания трех соответствующих компонент:
Документы для печати переводятся в
так называемую субтрактивную, или «вычитающую», систему CMYK,
содержащую противоположные RGB цвета (Cyan,
Magenta, Yellow) и черный (blacK) цвет:
Одна из
цветовых схем, которая характеризует
естественные свойства любого оттенка
— это схема HSV (тон — насыщенность —
яркость):
Если мы посмотрим на цветовой круг, то мы увидим, что на нем
можно выделить самостоятельные цвета (красный, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый), а также цвета переходные
(желто-красный, желто-зеленый и т.д.):
В традиционной цветовой теории
выделяют три основных цвета, образующие
равносторонний треугольник в
цветовом круге:
Все остальные цвета можно получить
путем смешивания основных.
Так получаются дополнительные
цвета:
-
зеленый,
-
оранжевый и
-
фиолетовый —
и цвета производные:
-
желто-оранжевый,
-
красно-оранжевый,
-
красно-фиолетовый,
-
сине-фиолетовый,
-
сине-зеленый и
-
желто-зеленый.
Все цвета можно разделить на две
группы следующим образом:
-
холодные (синий,
голубой, фиолетовый), которые
успокаивают и отдаляют данный
предмет, и
-
цвета
теплые (красный, желтый, зеленый),
которые приближают объект, делают
его больше и активнее.
Кроме того, чем меньше
площадь, занимаемая конкретным цветом,
тем тусклее, темнее он кажется.
Поэтому маленькие элементы делают
ярче, большие — темнее.
Выбора
цветов одной композиции основан на
том, что вы стремитесь подчеркнуть:
единство или контраст. В первом случае
выбираются цвета, близкие друг другу
на цветовом круге, во втором —
примерно на расстоянии четверти
окружности.
Зная особенности восприятия
каждого цвета и цветовых сочетаний,
можно построить целый ряд готовых
схем. Каждая из этих схем, будучи
воплощенной в жизнь, звучит по-своему,
вносит определенное настроение в
композицию. Если мы хотим добиться гармоничного сочетания цветов,
то можно взять несколько близлежащих, расположенных один за другим
на цветовом круге, например, желто-красный, желтый и желто-зеленый:
Для создания контраста выбирают цвета противоположные, расположенные
напротив друг друга. Такие цвета называются дополняющими.
Примененные рядом, они делают друг друга ярче и живее. Пары
«желтый — фиолетовый», «пурпурный — зеленый» — примеры дополняющих
цветов:
Кроме использования цветов, расположенных рядом друг с другом, можно
попробовать использовать одни и те же цвета, но разной степени
насыщенности:
Однако, самый надежный и неисчерпаемый источник цветовых схем —
природа. Человек является ее частью, и ничто так не радует его
глаза, как гармония естественной нежности и красоты:
Вот такая цветовая схема получилась у меня из цветов
кленовых листьев:
Очевидно, что
для комфортного чтения цвет текста
и цвет фона должны контрастировать.
Можно
выделить два случая:
и применять
то, что наиболее уместно на ваш взгляд.
<<форма
| содержание
| текстуры>>
|