[Содержание]

  
 

 

Шрифт и текст

 

Элементы шрифта | Шрифты и время | Шрифт и настроение | Подбор шрифтов

Шрифт — самая ответственная часть любого проекта.

Подбор оптимального шрифта и подгонка его по месту — хорошее упражнение для развития дизайнерского вкуса и чувства формы.

Не жалейте времени на анализ профессиональных шрифтовых композиций, на свободное экспериментирование со шрифтами.

Элементы шрифта

Рассмотрим классификацию шрифтов, их разновидности и терминологию.

Гарнитура — это набор начертаний одного шрифта, различающихся по толщине штрихов, ширине букв, общему рисунку (прямое или курсивное) и другим параметрам.

Все существующие в природе шрифты можно разделить на пять видов:

  • шрифты с засечками,

  • шрифты без засечек — рубленые,

  • моноширинные — с одинаковой шириной всех букв и знаков,

  • декоративные — всевозможные стилизации (готический, древнерусский), рукописные и шрифты с различными эффектами («трехмерные», с тенями, разукрашенные цветами и листьями),

  • и специальные (содержат математические, музыкальные знаки, декоративные элементы и т.д.).

Выделяют следующие начертания внутри одной гарнитуры:

  • прямое и

  • курсивное — наклоненный вправо, более округлый и беглый рукописный почерк.

Важное значение имеет насыщенность шрифта, определяемая толщиной штрихов и соотношением площади черного и белого в рисунке букв.

С насыщенностью связана еще одна величина — ширина. Если вы просто попытаетесь растянуть обычное начертание по вертикали или горизонтали, ничего хорошего не получится, поскольку все пропорции изменятся.

Еще один параметр текстового набора — кегль, размер шрифта.

Шрифты и время

Каждый шрифт имеет свое настроение, свою тональность, является представителем своей эпохи и поэтому исторический обзор является важнейшим условием успешной работы со шрифтом.

Здесь же вы можете поучиться «узнавать» разные шрифты по характерным особенностям одной буквы (приведены варианты написания буквы «М»).

время и начертание

название

особенности

 

эпоха Возрождения

классическая антиква

длинные засечки,

«ямки» на торцах основных штрихов,

наплывы на округлых частях букв

 

[Шрифт Garamond: архив, 67 Кбайт]

18 век

переходные шрифты

линейность штрихов,

однотипные закругления,

короткие и острые засечки

 

 

[Шрифт Times: архив, 465 Кбайт]

конец 18 века

новая антиква

контраст между толщиной вертикальных и горизонтальных штрихов,

тонкие и длинные засечки,

соединяются с основным штрихом без закруглений

 

[Шрифт Bodoni: архив, 147 Кбайт]

1845 год

кларендон

толстые прямоугольные засечки,

соединяются при помощи небольших закруглений,

небольшой контраст толщин штрихов

 

[Шрифт Academy: архив, 98 Кбайт]

первая половина 20 века

новые рубленые

простота,

излишняя геометричность,

отказ от всяческих «украшений»

 

 

 

[Шрифт Futura: архив, 151 Кбайт]

конец 19 — начало 20 века 

гуманистические

свобода, гибкость,
небрежность форм,

некоторая нейтральность,

мягкость, ненавязчивость,

легкость для чтения

[Шрифт Freeset: архив, 37 Кбайт]

Шрифт и настроение

Любой шрифт имеет определенный облик. Вам нужно определить, какое впечатление вы хотите произвести.

[Геометрия и точность. Современно и неофициально]

выглядит ITC Avant Garde Gothic. Он придает странице очень живой вид. Лучше всего набрать его прописными и расположить буквы более плотно.

[Доклад может быть набран]

гарнитурой ITC Bookman. Этот устойчивый, хорошо читаемый шрифт используют во многих газетах; его многогранность завоевала ему славу «рабочей лошадки».

[Сообщение будет весьма очтчетливым,]

если вы наберете его ITC Machine. Это шрифт без кривых линий и очень плотный в наборе. Его стоит применять только для коротких заголовков при кегле 18 пунктов.

[Чтобы удержать внимание читателей,]

воспользуйтесь шрифтом ITC American Typewriter (TM Secretary). Он сохраняет непосредственность стандартного машинописного шрифта при более утонченной форме.

[Продукт великолепен, но — главное как он оформлен...]

Вам поможет гарнитура Eurostyle (TM Europe), имеющая четкий, технический облик. В заголовке мы использовали шрифты Extended и Bold Extended.

 [Светлаа, как солнечное сияние, и черная, как безлунная ночь, —]

так широко можно охарактеризовать гарнитуру Futura. Ее относят к разряду классических: рожденная в 20-е годы двадцатого века, она до сих пор остается любимицей. Многогранность ее применений вызывает удивление — от рекламы до передовиц, от журналов мод до статей о высоких технологиях. Она существует в широком наборе начертаний и ширин. особенно популярно сочетание Futura Light и Futura Medium, проиллюстрированное выше.

[Торжественно и утонченно выглядят шрифты]

типа Bodoni. От них веет урбанизмом и некоторой театральностью. Особенно это относится к шрифту Bodoni Poster (Standart Poster), использованному выше.

[Ежегодное послание исполнительной дирекции]

вполне можно набрать гарнитурой ITC Garamond — изящной и утонченной. Она демонстрирует уверенность, порожденную успехом. Курсивное начертание ITC Garamond в отличие от других гарнитур легко читается.

[Собираясь в дальний путь, заранее позаботьтесь о нужном снаряжении]

Облик шрифта ITC Kabel навеян древнегреческими письменами. Прямо противоположен ему ITC Franklin Gothic, и вряд ли вы найдете гарнитуру, выглядящую столь же консервативно и вызывающую такое же доверие. Вторая строка заголовка набрана ITC Franklin Gothic Heavy.

[Хотите поразить читателя стремительным напором —]

попробуйте шрифт TM Helios Extended — прекрасный выбор для формирования четкого горизонтального направления. В гарнитуре TM Helios — множество начертаний, от очень узких до широких, подобных этому.

[Если Вам есть, что сказать, — скажите это громко и отчетливо.]

Использованный брусковый акцидентный шрифт Aachen Bold (AG Aalen Bold) выглядит грубовато и увесисто. Прекрасно сочетается с ним шрифт Frutiger (PT Freeset Light), который выглядит теплее, чем TM Helios и многие другие гротески.

[БОЛЬШОЕ ШОУ постарайтесь сделать оригинальным и запоминающимся]

Рукописный стиль гарнитур характерен для американских архитектурных и конструкторских чертежей. Их отличает неповторимый неофициальный внешний вид. Первая строка заголовка набрана Tekton, а вторая — PT Monblanc — причудливым и немного авангардистским шрифтом.

[Документы должны легко читаться на экране.]

Для электронных публикаций чаще всего используют шрифты ITC Officina Sans и ITC Officina Sans Bold, приведенные выше. Существуют и другие гарнитуры, которые так же хорошо выглядят на экране, как передаются по факсу и печатаются на лазерных принтерах низкого разрешения: Licida Roman, Lucida Sans, ITC Stone Sans и ITC Stone Informal. В веб-дизайне наибольшее распространение получил шрифт Verdana:

[шрифт verdana. оптимально для чтения с экрана]

Подбор шрифтов

Постарайтесь не использовать декоративные шрифты. Дело в том, что они трудно сочетаются с другими шрифтами и быстро устаревают.

Прекрасно сочетаются друг с другом рубленый шрифт и шрифт с засечками. Шрифты с засечками удобнее для длительного чтения (засечки помогают глазу идти по строке), а рубленые прекрасно смотрятся в заголовках, логотипах, коротких надписях.

 

<<текстуры | содержание | единство>>