Элементы шрифта |
Шрифты и время | Шрифт и настроение | Подбор шрифтов
Шрифт — самая ответственная часть
любого проекта.
Подбор оптимального шрифта и
подгонка его по месту — хорошее
упражнение для развития
дизайнерского вкуса и чувства формы.
Не жалейте времени на анализ
профессиональных шрифтовых
композиций, на свободное
экспериментирование со шрифтами.
Рассмотрим классификацию шрифтов,
их разновидности и терминологию.
Гарнитура — это набор
начертаний одного шрифта,
различающихся по толщине штрихов,
ширине букв, общему рисунку (прямое
или курсивное) и другим параметрам.
Все существующие в природе шрифты
можно разделить на пять видов:
-
шрифты с засечками,
-
шрифты без засечек — рубленые,
-
моноширинные — с одинаковой
шириной всех букв и знаков,
-
декоративные — всевозможные
стилизации (готический,
древнерусский), рукописные и
шрифты с различными эффектами («трехмерные»,
с тенями, разукрашенные цветами и
листьями),
-
и специальные (содержат
математические, музыкальные знаки,
декоративные элементы и т.д.).
Выделяют следующие начертания
внутри одной гарнитуры:
Важное значение имеет насыщенность
шрифта, определяемая толщиной
штрихов и соотношением площади
черного и белого в рисунке букв.
С насыщенностью связана еще одна
величина — ширина. Если вы просто
попытаетесь растянуть обычное
начертание по вертикали или
горизонтали, ничего хорошего не
получится, поскольку все пропорции
изменятся.
Еще один параметр текстового
набора — кегль, размер шрифта.
Каждый шрифт имеет свое настроение,
свою тональность, является
представителем своей эпохи и поэтому
исторический обзор является
важнейшим условием успешной работы
со шрифтом.
Здесь же вы можете поучиться «узнавать»
разные шрифты по характерным особенностям одной буквы (приведены
варианты написания буквы «М»).
время и начертание |
название |
особенности |
|
|
|
эпоха Возрождения |
классическая антиква |
длинные засечки, «ямки»
на торцах основных штрихов, наплывы
на округлых частях букв |
|
18 век |
переходные шрифты |
линейность штрихов,
однотипные закругления,
короткие и острые засечки
|
|
конец 18 века |
новая антиква |
контраст между
толщиной вертикальных и
горизонтальных штрихов, тонкие
и длинные засечки, соединяются
с основным штрихом без
закруглений |
|
1845 год |
кларендон |
толстые
прямоугольные засечки, соединяются
при помощи небольших
закруглений, небольшой
контраст толщин штрихов |
|
первая половина
20 века |
новые рубленые |
простота, излишняя
геометричность, отказ от
всяческих «украшений» |
|
конец 19 —
начало 20 века |
гуманистические |
свобода, гибкость, небрежность форм, некоторая нейтральность,
мягкость, ненавязчивость,
легкость для чтения |
|
Любой шрифт имеет определенный
облик. Вам нужно определить, какое
впечатление вы хотите произвести.
выглядит ITC Avant Garde Gothic. Он придает
странице очень живой вид.
Лучше всего набрать его прописными
и
расположить буквы более плотно.
гарнитурой ITC Bookman. Этот
устойчивый, хорошо читаемый шрифт
используют во многих газетах; его
многогранность завоевала ему
славу «рабочей лошадки».
если вы наберете его ITC Machine. Это
шрифт без кривых линий и очень
плотный в наборе. Его стоит
применять только для коротких
заголовков при кегле 18 пунктов.
воспользуйтесь шрифтом ITC American Typewriter (TM Secretary). Он сохраняет
непосредственность стандартного
машинописного шрифта при более
утонченной форме.
Вам поможет гарнитура Eurostyle (TM Europe),
имеющая четкий, технический облик.
В заголовке мы использовали шрифты
Extended и Bold Extended.
так широко можно
охарактеризовать гарнитуру Futura. Ее
относят к разряду классических:
рожденная в 20-е годы двадцатого
века, она до сих пор остается
любимицей. Многогранность ее
применений вызывает удивление —
от рекламы до передовиц, от
журналов мод до статей о высоких
технологиях. Она существует в
широком наборе начертаний и ширин.
особенно популярно сочетание Futura Light
и Futura Medium, проиллюстрированное
выше.
типа Bodoni. От них веет урбанизмом и
некоторой театральностью.
Особенно это относится к шрифту
Bodoni Poster (Standart Poster),
использованному выше.
вполне можно набрать гарнитурой
ITC Garamond — изящной и
утонченной. Она демонстрирует
уверенность, порожденную успехом.
Курсивное начертание ITC Garamond в
отличие от других гарнитур легко
читается.
Облик шрифта ITC Kabel навеян
древнегреческими письменами. Прямо
противоположен ему ITC Franklin Gothic, и
вряд ли вы найдете гарнитуру,
выглядящую столь же консервативно и
вызывающую такое же доверие. Вторая
строка заголовка набрана ITC Franklin Gothic Heavy.
попробуйте шрифт TM Helios Extended —
прекрасный выбор для формирования
четкого горизонтального
направления. В гарнитуре TM Helios —
множество начертаний, от очень
узких до широких, подобных этому.
Использованный брусковый
акцидентный шрифт Aachen Bold (AG Aalen
Bold) выглядит грубовато и увесисто.
Прекрасно сочетается с ним шрифт
Frutiger (PT Freeset Light), который
выглядит теплее, чем TM Helios и
многие другие гротески.
Рукописный стиль гарнитур
характерен для американских
архитектурных и конструкторских
чертежей. Их отличает неповторимый
неофициальный внешний вид. Первая
строка заголовка набрана Tekton, а
вторая — PT Monblanc — причудливым
и немного авангардистским шрифтом.
Для электронных публикаций чаще
всего используют шрифты ITC Officina Sans
и ITC Officina Sans Bold, приведенные
выше. Существуют и другие гарнитуры,
которые так же хорошо выглядят на
экране, как передаются по факсу и
печатаются на лазерных принтерах
низкого разрешения: Licida Roman,
Lucida Sans,
ITC Stone Sans и ITC Stone Informal. В
веб-дизайне наибольшее распространение получил шрифт
Verdana:
Постарайтесь не использовать
декоративные шрифты. Дело в том, что
они трудно сочетаются с другими
шрифтами и быстро устаревают.
Прекрасно сочетаются друг с другом
рубленый шрифт и шрифт с засечками.
Шрифты с засечками удобнее для
длительного чтения (засечки помогают
глазу идти по строке), а рубленые
прекрасно смотрятся в заголовках,
логотипах, коротких надписях.
<<текстуры
| содержание
| единство>>
|