Размер
| Пропорции | Размещение |
Плотность
В дизайне,
как и в любом другом визуальном
искусстве, важное значение имеют
пространственные отношения. К ним
относятся: пропорции (соотношения
размеров) и взаимное расположение
предметов.
Одни и те же
объекты в разных условиях могут
выглядеть по-разному, например, Моська
и Слон, Моська и Муха. В данном случае
речь идет об относительности размера.
От чего же зависит его восприятие?
- От формы,
- от цвета объекта и фона,
- от текстуры.
Посмотрите
на этот рисунок: вам кажется, что
квадрат кажется больше круга того же
размера — и вообще, округленность
уменьшает размеры любого объекта, а
угловатость — увеличивает.
Кроме того,
вертикальные линии кажутся тоньше
равных им
горизонтальных, поэтому вертикальные
элементы букв в шрифтах искусственно
утолщают.
Симметричные
элементы также воздействуют друг на друга и кажутся более мелкими.
Что касается
цвета, то объекты, окрашенные в теплые
цвета приближаются к зрителю, темные
же — напротив, отдаляются и
уменьшаются в размерах.
На
восприятие размера также оказывает
влияние текстура. Глазу требуется
дополнительное время на то, чтобы
распознать мельчайшие детали на
поверхности и от этого предмет
становится крупнее.
Излюбленное
соотношение архитекторов и
художников с древнейших времен
заключено в формуле:
b / a = a / ( a + b ), или b = 0,618a
Это так
называемое «золотое сечение»,
самая совершенная пропорция. Было
проведено исследование, в ходе
которого испытуемым давали выбрать из
нескольких прямоугольников те,
которые им нравились. Интересно, что
отношение ширины к длине у них было
близко к величине 0,618.
Этой
пропорцией переполнены большинство
газет, журналов. Но необходимости
запоминать это число нет: достаточно
взять лист формата A4 или запустить MS
Word (параметры страницы).
Объекты,
сходные по форме или содержанию,
должны быть примерно одного размера,
однако нарушение этого правила может
произвести сильный визуальный эффект,
вызванный отношением контраста. Чаще
всего это применяют для элементов
фона. Но злоупотреблять этим нельзя и
следует всегда помнить, что чем меньше
элементы, тем незначительнее они должны
различаться по размеру.
Все элементы
композиции можно разделить на два
типа:
-
одноуровневые
элементы и
-
разноуровневые
элементы.
К элементам
первого типа можно отнести, например,
кнопки навигационной панели веб-страницы,
и вообще любые объекты, расположенные
вдоль одной прямой вертикально ли
горизонтально. К этому же типу
относятся и пункты списка, которые
часто выделяют маркерами.
Если
элементов становится много, то их чаще
размещают так, чтобы они образовывали
прямоугольник, и подчеркивают одно из
направлений. Так, например, для ссылок сайта www.super.com выбрано направление
по горизонтали:
Возможны и
другие размещения: в шахматном
порядке, по окружности, но это
встречается довольно редко.
Отношения
разноуровневых элементов обычно
выделяют с помощью отступа, например,
заголовок и текст, причем отступ определяется «силой» заголовка в их
общей иерархии. В последнее время популярен вынос заголовка влево от
основного текста.
Дело в том, что очень многие сначала просматривают текст
вертикально. Вытащенный за границы основного текста интересный
заголовок привлекает к себе внимание и приглашает человека к более
медленному и внимательному горизонтальному чтению.
На стиль и
настроение, создаваемое вашей
страницей, огромное влияние оказывает
то, насколько плотно соотносятся
различные элементы, а также графика и
текст.
Ясно, что это
будет зависеть от тематики сайта в
целом: деловые, энергичные страницы
будут оформлены иначе, нежели художественные.
В одном случае «налезание» слов на рисунок будет смотреться
смело и оригинально (www.nocreditcard.com):
в другом — будет
уместнее строгий стиль (www.techsoyuz.ru):
Необходимо
помнить о том, что пустое пространство
слева и справа от текста создает
ощущение уюта, оно просто необходимо
для комфортного чтения.
Кроме того,
что длинные строки выглядят
скучновато, они утомляют глаза. Лучше,
если в строке будет не больше 7 слов.
Но
все-таки самое главное — это принцип
«здесь и сейчас», который говорит
о том, что каждый элемент должен быть в
нужное время в нужном месте.
Жесткое и
неизменное размещение материала, с
точностью до пиксела, считается одной из черт профессионального
дизайна (сайт www.kirsanov.com):
<<эффективные публикации
| содержание
| форма>>
|