|
|
До Второй мировой войны
Ferrari выпускала машины
совместно с Alfa Romeo, но
в 1946-м Коммендаторе
Энцо Феррари принял решение выводить свои машины на старт гонок
под собственным именем. Впервые
Ferrari
появились на трассах чемпионата мира в Монако, на втором
этапе 1950 года, и с тех пор эта марка не была
представлена только в 13
из 711 Гран-при Формулы-1.
Первый сезон завершился для
команды без побед, но уже в следующем гонщики Альберто Аскари и
Хосе-Фройлан Гонзалес дали настоящий бой принципиальным соперникам из
Alfa
Romeo. Правда, Аскари все же уступил титул Фанхио, но лишь в
финальной гонке 1951 года.
Вскоре
был принят новый регламент чемпионата, в соответствии с которым на старт
были допущены автомобили с двигателями объемом до 2 литров, однако
конструкторы
Ferrari
оказались к этому вполне готовы, и в 1952—1953 годах на
гоночных трассах почти безраздельно доминировал Аскари, который выиграл
за это время одиннадцать Гран-при. Его поддержали Пьеро Таруффи, Майк
Хоторн и Джузеппе Фарина, также выигравшие по одной гонке. Затем, однако,
команда утратила лидирующие позиции — на трассе появились еще более
мощные машины с объемом двигателя 2,5 литра, и в фаворитах оказались
команды
Maserati
и
Lancia. Впрочем, к концу 1955 года, когда
Ferrari
поглотила последнюю из них, положение несколько выровнялось
и Фанхио на своей
D50 опередил соперников на трех этапах, став чемпионом мира в
четвертый раз. Однако в 1957 году после его ухода из
Ferrari
команда осталась без лидера, а Фанхио повторил свое
достижение еще раз, но уже для
Maserati.
С появлением нового
шасси
D246 шансы команды на
победу вновь. увеличились. Многие видели нового
чемпиона в Стерлинге Моссе, однако в заключительной гонке сезона в
Марокко победа все же досталась Хоторну и —
Ferrari.
В конце пятидесятых на
трассах доминировали заднемоторные
Cooper, а затем в лидеры вновь вышла
Ferrari,
в очередной раз оказавшаяся лучше других готовой к новым изменениям
технического регламента, давшим зеленый свет машинам с
полуторалитровыми двигателями.
Ferrari
156, очертания передней части которой весьма напоминали
акулий нос, доминировали на протяжении всего сезона Все шло благополучно
до гонки в Италии, во время которого погиб лидер команды Вольфганг фон
Трипс — «Таффи», как звали его в
Ferrari. Титул достался его напарнику — американцу Филу Хиллу.
В 1964 году еще один
чемпионский титул команде принес Джон Сертис — единственный гонщик
планеты, сумевший стать чемпионом мира и на двух-, и на четырехколесных
машинах. Однако с введением новых правил, в соответствии с которыми было
разрешено участие в гонках машин с объемом двигателя до 3 литров, и
появлением моделей с фордовским двигателем
Cosworth
DFV,
борьба вновь обострилась.
Несмотря на эпизодические
успехи Жаки Икса в 1970 году, до 1974 года команду не относили к числу
претендентов на чемпионские титулы. Но и Ники Лауда оказался хоть и
быстр, но недостаточно неопытен, чтобы одолеть
McLaren
и Фиттипальди. Он
уступил в общем зачете даже своему напарнику Клею Регаццони, который
пользовался неизменно буйной поддержкой тиффози,
что во многом объяснялось его незабываемой победой на Гран-при Италии
1970 года. Впрочем, окрепнув, Лауда в
сезоне 1975 года завоевал
свой первый чемпионский титул и мог бы повторить результат на следующий
год, но этому помешала авария, приключившаяся с ним на Нюрбургринге и
едва не стоившая австрийцу жизни. Ники проиграл своему ближайшему
сопернику Джеймсу Ханту одно-единственное очко. Однако уже на следующий
год он снова стал чемпионом Формулы-1 — и покинул команду, недовольный
царившими в ней нравами.
В 1979 году Джоди Шектер
сумел обыграть в борьбе за чемпионский титул
своего эффектного напарника Жиля Вильнева, несмотря на то что канадец
победил на трех этапах, а. новоявленный чемпион — на двух. Год спустя
уродливый
Ferrari 312T4
не мог противостоять во второй половине сезона
Williams
Алана Джонса. А модель 1981 года Т5 стала настоящей
катастрофой в эпоху граунд-эффекта. К этому времени полуторалитровыс
двигатели с турбонаддувом постепенно начали вытеснять традиционные
3-литровые движки, и
Ferrari
сконструировала свой вариант для шасси 126С. Вильнев сумел
выиграть на этой машине Гран-при в Монако и Испании.
В
начале 1982 года
Ferrari
пригласила на замену своему конструктору Мауро Форгьери
британца Харви Постлтуэйта, и его
Ferrari
126С2 оказался на голову выше машин соперников. К несчастью, лидер
команды Жиль Вильнев погиб во время квалификации в Зольдере, а Дидье
Пирони, подхвативший знамя из рук канадского гонщика, получил серьезные
травмы в Хокенхайме. С тех пор результаты команды не отличались
стабильностью, хотя в 1983 году Микеле Альборето и
Рене Арну принесли ей Кубок конструкторов. В 1985 году Альборето
выступил откровенно слабо.
В 1990-м Ален Прост выжрал пять гонок и был в шаге от чемпионского
титула, но в финальной гонке в Японии натолкнулся на сопротивление
Айртона Сенны.с которым у него были давние счеты. В довершение всего,
как бы не желая быть свидетелем недостойной неразберихи, в возрасте 90
лет скончался Энцо Феррари.
В начале девяностых в команде
началась серьезная перестройка, возглавил которую новый президент
Ferrari
Лука ли Монтедземоло. Появление в команде в 1996 году немца
Михаэля Шумахера не вызвало большого энтузиазма у тиффози, влюбленных в
прежнюю пару гонщиков, Герхарда Бергера и Жана
Алези. Однако их отношение резко переменилось после того,
как немецкий гонщик решительно настроил своих коллег на победу и при
поддержке менеджера команды Жана Тодта сумел переломить ход состязаний в
пользу
Ferrari.
В сезоне 1997 года число побед на этапах увеличилось до пяти, но
все-таки Шумахер не смог стать чемпионом, со скандалом проиграв Жаку
Вильневу в Хересе и тем самым похоронив надежды всей Италии.
После нокдауна от
McLaren
в первых гонках сезона 1998 года Михаэль напряг Скудерию и шинников из
Goodyear
и принес команде шесть побед, в том
числе, на радость тиффози,
дома в Монце. Однако на последнем этапе в Японии титул опять ушел из рук.
В 1999 году судьба словно решила испытать команду особым образом. Из-за
странного дефекта Михаэль Шумахер вылетел с трассы в Сильверстоуне и
получил переломы ног в тот момент, когда ситуация в чемпионате, казалось,
полностью находилась под его контролем. Он вернулся в конце сезона,
чтобы помочь команде вырвать у
McLaren
Кубок конструкторов, а начиная с
2000 дарит тиффози оба титула
ежегодно. |