Термин виртуальная реальность ,был использован впервые в 1936 году, применительно к театру. Пользователь, который смотрит спектакль или кино, погружается в некоторый искусственный мир, он находится не здесь и сейчас в театре или кинотеатре, а в том месте, где разворачиваются события. Однако это неполное погружение, очень легко выйти из него, просто повернувшись в сторону от экрана или от сцены. Технологически можно сказать, что потомками современных систем виртуальной реальности являлись некоторые стереоскопические проекторы, которые позволяли создавать стереоизображение для пользователя и подменять ему тем самым органы зрения.
О более серьезной виртуальной реальности можно говорить начиная с середины прошлого века, когда появились несколько новых интересных проектов.
Например, Sensorama(1962) - прототип того, что сейчас называется 4d, 5d кинотеатром, когда в дополнение к стереоскопическому изображению, которое передается на глаза, пользователь получал дополнительные ощущения: движения тела, дуновение воздуха, капли воды и т.д.
Первый шлем виртуальной реальности был сделан в 1968 году, но он не стал коммерчески успешным, потому что это было большое тяжелое устройство, которое опускалось с потолка на голову и показывало на глаза модель некоторого виртуального окружения.
В 1977 году был создан интересный проект - Aspen Movie Map. Это прототип Street View в картах . Эта среда обеспечивала прогулку по городу Аспен Колорадо зимой или летом на основе большого количества фотографий, которые сделали в этом городе. Кроме фотографий в компьютере была 3D модель этого города , поэтому это можно назвать системой виртуальной реальности, симулирующей искусственный мир.
Сильный прогресс в области VR* начал наблюдаться с 1986 года, когда компания VPL Research придумала устройство под названием EyePhone и Dataglove(специальный шлем и перчатка для управления VR ) , которые собой являли первое серьезное устройство такого типа для погружения в искусственный мир.
Коммерчески VR начала развиваться с 1995 года, когда появились Sega Megadrive и Virtual Boy. Он представлял собой шлем, который можно было купить за 180$ США, надеть себе на голову и играть в игры VR, однако качество такой приставки оставляло желать лучшего, потому что изображение на экране формировалось с помощью одной линии светодиодов, которые с помощью системы зеркал проецировались на сетчтку глаза последовательно, создавая мерцающее изображение. Virtual boy стал одним из основных провалов компании на рынке. Существовал он менее года и проект был закрыт, после этого в области vr было затишье, которое закончилось в 2010 году , когда появилось устройство под названием Oculus rift.
Oculus rift - это шлем VR, который относительно доступен и при этом позволяет создавать качественную VR для пользователя. Компания Oculus была куплена Facebook и вслед за Oculus стали появляться другие проекты , такие как HTC vive, Playstation vr, и и т.д. Но кроме этого существует очень большое количество доступных приборов.
Напрмер, Altergaze - самодельный шлем vr, который можно распечатать на 3D принтере. Его создатель выложил 3d модель в свободный доступ, благодаря чему многие смогли скачать и сделать шлем самостоятельно по низкой цене. И затем, просто вставив свой смартфон внутрь, получить доступ к VR .
Еще более доступной такую реальность сделали два инженера компании Google , которые придумали устройство под названием Google Cardboard, это такой же шлем, который можно сложить из кусочков картона. Эти устройства сделали VR действительно доступной всем желающим.
*VR- виртуальная реальность