|
История
Согласно наиболее популярной версии, джиу-джитсу (более точное произношение — дзю-дзюцу, так как в
японском языке отсутствуют звуки «ж», «ч», «ш») возникло во времена войны
феодальных кланов Тайра и Минамото в XI-XII вв до н.э. Японский врач Акаяма Сиробеи, в совершенстве владевший распространенными тогда единоборствами, отправился для совершенствования своих познаний в Китай, где познакомился с рядом местных единоборств. К счастью, искусство рукопашного доя интересовало его ничуть не меньше, чем медицина; вернувшись, он решил систематизировать все известные ему приемы борьбы без оружия и создать единую систему со своими принципами и методами. Прекратив практику, он заперся в своем доме вместе с лучшими учениками и 12 месяцев спустя представил специально созданной императорской комиссии 3 тысячи приемов рукопашного боя. После долгого просмотра и основательного обсуждения комиссия отобрала лишь 300 приемов – остальные заканчивались смертью и потрясали своей жестокостью. Так возникло новое искусство, которое разнесли в Японии ученики Сиробеи. Особо оно пришлось по вкусу воинственным самурайским кланам, которые взяли его на вооружение. Самураи![]()
О самураях хотелось бы сказать особо. Из нашей литературы складывается впечатление, что они были жестокими кровожадными убийцами, и у нас понятие "самурай" употребляется с отрицательным оттенком. Но это неверно. Самураев можно сравнить со средневековыми рыцарями Запада и это военное сословие не было ни жестоким, ни кровожадным (слово "самурай" происходит от глагола "самурахи" – служить великому человеку, человеку высшего сословия). Благородные воины, настоящие джентльмены, они наносили противнику смертельные раны
только в том случае, если он посягал на их жизнь, и жили они согласно бусидо – кодексу чести и традиционной самурайской морали, в котором главными принципами были прямота, мужество, доброта, вежливость, уважение к людям, искренность и честность (слово самурая было законом), верность долгу («самурай не оставит своего господина, даже если число его вассалов сократится со ста до десяти и с десяти до одного»), скромность.
Самурай никогда не нападал на слабого, презирал деньги, а прежде чем напасть на врага, кричал: «Извольте защищаться!» или «Извольте умереть!» В бусидо говорилось, что обладающий лишь грубой силой недостоен звания самурая, и они изучали науки, владели живописью, были неплохими поэтами и даже иногда на поле боя слагали стихи, воспевающие мужество и храбрость только что побежденного противника, в совершенстве знали чайную церемонию и каллиграфию – как и искусство боя. Рыцарями они оставались даже в случае поражения – самурай называл победителю свое имя и с улыбкой на устах делал харакири.
Особенности![]()
Джиу-джитсу в отличие от ушу и каратэ-до никогда не становилось всеобщим достоянием и преимущественно культивировалось самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал новую школу. Правила![]() В соревнованиях, проводимых в легкий или полный контакт, т.е. удары не обозначаются, а наносятся могут участвовать мастера каратэ-до, таэквондо, дзюдо, ушу, айкидо-словом, всех видов, где каждый может использовать свою технику; в поединках допускаются удары, броски, захваты, болевые и удушающие приемы, все, кроме воздействия на жизненно важные центры. При сдаче экзамена на мастерскую степень занимающийся, кроме различных направлений джиу-джитсу, сдает также бу-джитсу, или полис-джитсу (полицейский вариант, то есть техника задержания, связывания, обыска, конвоирования плюс работа со специальным полицейским оружием – ножами, дубинками и т.д.), и экзамен на фах-лицензию (специальную тренерскую лицензию), в которую входит сдача соответствующей техники с получением диплома инструктора Интерпола. |