Главная
  • Каратэ
  • Джиу-джитсу
  • Айкидо
  • Ниндзюцу
  • Сумо
  • Об авторе
     
    Боевые искусства
    КАРАТЭ

    История

    Родиной каратэ стал архипелаг Рюкю, а точнее – его главный остров Окинава, который установил экономические связи с Китаем раньше, чем с Японией. Остров был cамостоятельным и независимым, но постоянно подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск, и, в конце концов,вынужден был платить дань обоим грозным соседям.

    Окинава Такая тяга к боевым искусствам у окинавцев объяснялась тем, что на острове постоянно шли вооруженные столкновения между правителями разобщенных районов, а простому люду иметь оружие было запрещено. Тренировки проводились в основном по ночам, в горах и лесах, но крестьяне могли самостоятельно заниматься и днем – например, "набивать" ударные части рук и ног. И доводили их до такого состояния, что ударом кулака или ноги убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а уж об ударах в незащищенные части тела и говорить было нечего. В современном каратэ-до сохранились формальные упражнения (ката), в которых выполняющий их демонстрирует бой против одного или нескольких человек с мечами.

    Стили

    В настоящий момент существует несколько стилей каратэ-до, основные из которых следующие: Сетокан, Сито-рю, Годзю-рю, и Вадо-рю. Отличия их состоят в следующем.

    Стиль Сетокан был пригоден в основном для ближнего боя, в нем преобладают глубокие, низкие стойки, которые лишают занимающегося возможности маневрировать. Сегодня Сетокан – самый классический из всех существующих стилей и в чистом виде в поединке вряд ли может быть использован, так как в нем слишком много красивых, правильных, но не эффективных в бою движений.

    Стиль Сито-рю был создан в середине 30-х годов. Он представлял собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сетоканом, отличался жестокостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений.

    Стиль Годзю-рю (в переводе – "сила и мягкость") был основан мастером Тедзуном Мияги (1888 - 1953). Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость, даже жестокость. Его характерные черты – высокие стойки, медленные,"тяжелые" движения, мощные проломные удары. Стиль этот не так красив, как Сетокан, но куда более эффективен.

    Стиль Вадо-рю или "путь мира" (создатель – Хиронори Оцука, один из первых учеников Фунакоси), в отличие от предыдущих является стилем чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более что ряд приемов заимствован из джиу–джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю-рю и Сито-рю, и ставка внем делается не на силу, а на ловкость. Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы.

    Масутатсу Ояма Четыре перечисленных стиля считаются в каратэ-до основными, хотя уже в 30-х годах в рамках этих стилей было больше сорока разновидностей, а сейчас их гораздо больше. Но подняться до уровня этих четырех стилей и даже выше удалось лишь одному стилю – стилю Кекусинкай, считающимся наиболее популярным и в Японии и во всем мире. Стиль Кекусинкай был создан мастером Масутатсу Оямой, родившимся в 1923 году в Корее. В конце 30-х годов его семья переехала в Японию и поселилась в Токио, и Масутатсу, изучавший на родине китайские стили, стал учеником Фунакоси и вскоре получил в его школе второй дан. Во время службы в армии он продолжал упорно тренироваться, изучив за это время стиль Годзю-рю, а в 1947 году стал победителем первого в Японии турнира по каратэ-до.
    В 1948 году Ояма ушел в затерянный в горах буддийский монастырь – причиной этого стало его разочарование в человеческой природе, а также драматические события в его родной Корее. О том периоде его жизни сложено немало легенд – он тренировался там в одиночку, сражался с дикими зверями голыми руками, крушил скалы и рубил деревья. Жил он аскетично, деля время между тренировками и изучением дзэн-буддизма. Именно в монастыре у него родилась идея создать Кекусинкай-жесткий контактный стиль с методикой подготовки, в которой большое внимание уделяется разбиванию предметов.

    Ката

    Ката

    Ката – одна из форм каратэ, представляет собой совокупность приемов, передвижений, условных поз и позиций, связанных между собой логической последовательностью, выполняемых с различной степенью напряжения и в определенном ритме. Важную роль в ката играет дыхание. Внешне они напоминают воинственный танец и, по сути, являются мнимой борьбой каратиста с одним, а чаще всего с несколькими противниками. В пределах школы ката являются способом передачи знаний техники и тактики каратэ из поколения в поколение.
    Так как ката являются одной из самых сложных и важных форм каратэ, на всех крупнейших состязаниях помимо соревнований по свободному спаррингу проводятся и соревнования на лучшее исполнение ката.
    Ката бывают различной степени сложности. Помимо обязательных(низших) ката для получения мастерской степени(1 дан) необходимо знание двух – трех так называемых "высших" ката, которые зависят от того, к какой школе(стилю) принадлежит спортсмен, и которые, даже при одинаковом названии, по форме исполнения могут существенно отличаться.