История
Родиной каратэ стал архипелаг Рюкю, а точнее – его главный остров Окинава,
который установил экономические связи с Китаем раньше, чем с Японией.
Остров был cамостоятельным и независимым, но постоянно подвергался
нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск, и,
в конце концов,вынужден был платить дань обоим грозным соседям.
Такая тяга к боевым искусствам у окинавцев объяснялась тем, что на
острове постоянно шли вооруженные столкновения между правителями
разобщенных районов, а простому люду иметь оружие было запрещено.
Тренировки проводились в основном по ночам, в горах и лесах, но крестьяне
могли самостоятельно заниматься и днем – например, "набивать" ударные части
рук и ног. И доводили их до такого состояния, что ударом кулака или ноги
убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь,
а уж об ударах в незащищенные части тела и говорить было нечего.
В современном каратэ-до сохранились формальные упражнения (ката), в
которых выполняющий их демонстрирует бой против одного или нескольких
человек с мечами.
Стили
В настоящий момент существует несколько стилей каратэ-до, основные из
которых следующие: Сетокан, Сито-рю, Годзю-рю, и Вадо-рю. Отличия их состоят
в следующем.
Стиль Сетокан был пригоден в основном для ближнего боя, в нем преобладают
глубокие, низкие стойки, которые лишают занимающегося возможности маневрировать.
Сегодня Сетокан – самый классический из всех существующих стилей и в чистом виде
в поединке вряд ли может быть использован, так как в нем слишком много
красивых, правильных, но не эффективных в бою движений.
Стиль Сито-рю был создан в середине 30-х годов. Он представлял собой нечто
среднее между окинавскими стилями и Сетоканом, отличался жестокостью, большой мощью,
резкостью и предельной концентрацией движений.
Стиль Годзю-рю (в переводе – "сила и мягкость") был основан мастером
Тедзуном Мияги (1888 - 1953). Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем
стиле сделал основной упор на силу, жесткость, даже жестокость. Его
характерные черты – высокие стойки, медленные,"тяжелые" движения, мощные проломные удары.
Стиль этот не так красив, как Сетокан, но куда более эффективен.
Стиль Вадо-рю или "путь мира" (создатель – Хиронори Оцука, один из первых учеников
Фунакоси), в отличие от предыдущих является стилем чисто японским, влияние китайской и
окинавской техники в нем практически
незаметно, тем более что ряд приемов заимствован из джиу–джитсу. Он менее
жесткий, чем Годзю-рю и Сито-рю, и ставка внем делается не на силу, а на ловкость. Вместо
тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы.
Четыре перечисленных стиля считаются в каратэ-до основными, хотя уже в 30-х
годах в рамках этих стилей было больше сорока разновидностей, а сейчас их гораздо больше.
Но подняться до уровня этих четырех стилей и даже выше удалось лишь
одному стилю – стилю Кекусинкай, считающимся наиболее популярным и в Японии и во
всем мире. Стиль Кекусинкай был создан мастером Масутатсу Оямой,
родившимся
в 1923 году в Корее. В конце 30-х годов его семья переехала в Японию и поселилась
в Токио, и Масутатсу, изучавший на родине китайские стили, стал учеником Фунакоси
и вскоре получил в его школе второй дан. Во время службы в армии он продолжал упорно
тренироваться, изучив за это время стиль Годзю-рю, а в 1947 году стал победителем первого
в Японии турнира по каратэ-до.
В 1948 году Ояма ушел в затерянный в горах буддийский монастырь – причиной этого стало
его разочарование в человеческой природе, а также драматические
события в его родной Корее. О том периоде его жизни сложено немало легенд – он
тренировался там в одиночку, сражался с дикими зверями голыми руками,
крушил скалы и рубил деревья. Жил он аскетично, деля время между тренировками и
изучением дзэн-буддизма. Именно в монастыре у него родилась идея создать
Кекусинкай-жесткий контактный стиль с методикой подготовки, в которой
большое внимание уделяется разбиванию предметов.
Ката
Ката – одна из форм каратэ, представляет собой совокупность приемов, передвижений,
условных поз и позиций, связанных между собой логической последовательностью,
выполняемых с различной степенью напряжения и в определенном ритме.
Важную роль в ката играет дыхание. Внешне они напоминают воинственный танец и,
по сути, являются мнимой борьбой каратиста с одним, а чаще всего с несколькими
противниками. В пределах школы ката являются способом передачи знаний техники и
тактики каратэ из поколения в поколение.
Так как ката являются одной из самых сложных и важных форм каратэ, на всех крупнейших
состязаниях помимо соревнований по свободному спаррингу проводятся и соревнования
на лучшее исполнение ката.
Ката бывают различной степени сложности. Помимо обязательных(низших) ката для
получения мастерской степени(1 дан) необходимо знание двух – трех так называемых
"высших" ката, которые зависят от того, к какой школе(стилю) принадлежит спортсмен,
и которые, даже при одинаковом названии, по форме исполнения могут существенно отличаться.