|
ИсторияРодиной каратэ стал архипелаг Рюкю, а точнее его главный остров Окинава, который установил экономические связи с Китаем раньше, чем с Японией. Остров был cамостоятельным и независимым, но постоянно подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск, и, в конце концов,вынужден был платить дань обоим грозным соседям. Такая тяга к боевым искусствам у окинавцев объяснялась тем, что на острове постоянно шли вооруженные столкновения между правителями разобщенных районов, а простому люду иметь оружие было запрещено. Тренировки проводились в основном по ночам, в горах и лесах, но крестьяне могли самостоятельно заниматься и днем например, "набивать" ударные части рук и ног. И доводили их до такого состояния, что ударом кулака или ноги убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а уж об ударах в незащищенные части тела и говорить было нечего. В современном каратэ-до сохранились формальные упражнения (ката), в которых выполняющий их демонстрирует бой против одного или нескольких человек с мечами. СтилиВ настоящий момент существует несколько стилей каратэ-до, основные из которых следующие: Сетокан, Сито-рю, Годзю-рю, и Вадо-рю. Отличия их состоят в следующем. Стиль Сетокан был пригоден в основном для ближнего боя, в нем преобладают глубокие, низкие стойки, которые лишают занимающегося возможности маневрировать. Сегодня Сетокан самый классический из всех существующих стилей и в чистом виде в поединке вряд ли может быть использован, так как в нем слишком много красивых, правильных, но не эффективных в бою движений. Стиль Сито-рю был создан в середине 30-х годов. Он представлял собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сетоканом, отличался жестокостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений. Стиль Годзю-рю (в переводе "сила и мягкость") был основан мастером Тедзуном Мияги (1888 - 1953). Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость, даже жестокость. Его характерные черты высокие стойки, медленные,"тяжелые" движения, мощные проломные удары. Стиль этот не так красив, как Сетокан, но куда более эффективен. Стиль Вадо-рю или "путь мира" (создатель Хиронори Оцука, один из первых учеников Фунакоси), в отличие от предыдущих является стилем чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более что ряд приемов заимствован из джиуджитсу. Он менее жесткий, чем Годзю-рю и Сито-рю, и ставка внем делается не на силу, а на ловкость. Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы.
Четыре перечисленных стиля считаются в каратэ-до основными, хотя уже в 30-х
годах в рамках этих стилей было больше сорока разновидностей, а сейчас их гораздо больше.
Но подняться до уровня этих четырех стилей и даже выше удалось лишь
одному стилю стилю Кекусинкай, считающимся наиболее популярным и в Японии и во
всем мире. Стиль Кекусинкай был создан мастером Масутатсу Оямой,
родившимся
в 1923 году в Корее. В конце 30-х годов его семья переехала в Японию и поселилась
в Токио, и Масутатсу, изучавший на родине китайские стили, стал учеником Фунакоси
и вскоре получил в его школе второй дан. Во время службы в армии он продолжал упорно
тренироваться, изучив за это время стиль Годзю-рю, а в 1947 году стал победителем первого
в Японии турнира по каратэ-до. Ката
Ката одна из форм каратэ, представляет собой совокупность приемов, передвижений,
условных поз и позиций, связанных между собой логической последовательностью,
выполняемых с различной степенью напряжения и в определенном ритме.
Важную роль в ката играет дыхание. Внешне они напоминают воинственный танец и,
по сути, являются мнимой борьбой каратиста с одним, а чаще всего с несколькими
противниками. В пределах школы ката являются способом передачи знаний техники и
тактики каратэ из поколения в поколение. |