Главная Инструмент Музыканты Ссылки Об авторе Университет

интернет-магазин инструментов Fender

русскоязычный сайт о гитарах Gibson

Сайт Юрия Шишкова - известного гитарного мастера


Как играть на басу? Многие люди не знакомые с данным инструментом, представляют его себе как гитару с 4 струнами, и соответственно считают, что играют на нем как гитаре. Однако это не так. О том, какие на данный момент техники игры на басу более или менее популярны, мы сейчас и поговорим.
на фото: Райан Мартини (Rayan Martini).

Далее мы рассмотрим следующие приемы:
1. Игра пальцами
2. Игра медиатором
3. Слэп и поп
4. Другие приемы игры на басу


Игра пальцами

Это наиболее распространенная техника игры. По большей части, данным приемом пользуются басисты, которые перешли на бас с контрабаса и люди, которые учились играть на бас - гитаре в музыкальных школах. Игра пальцами заключается в том, что большим пальцем правой руки музыкант опирается на звукосниматель или на струны (та, что находится выше по отношению к струне из которой извлекают звук), а остальными, за счет щипка другими пальцами правой руки, происходит звукоизвлечение. Такая игра очень популярна из-за звука, который получается при соприкосновении подушечки пальцев со струной. Рассмотрим основные приемы звукоизвлечения пальцами.

1. Игра одним пальцем

Про этот прием можно сказать, что это самый простой способ игры. Музыкант дергает струну одним пальцем.
При таком виде игры достигается удобство и простота игры, хороший контроль динамики. Однако палец может быстро уставать, поэтому при такой игре довольно сложно достичь скоростной игры. Хотя были известные басисты, которые использовали эту технику.
Таким, например, был Клифф Бартон (Cliff Burton).

2. Игра двумя пальцами

Многие музыканты называют его еще пиццикато. Это техника строиться на чередовании указательного и среднего пальцев правой руки. Наиболее распространенный способ игры на басу.
При таком способе звукоизвлечения, можно достичь удобства при достаточно большой скорости, довольно хорошая атака, и нет проблем с координацией пальцев. Однако возникает неудобство при игре триолей, нужно очень много тренироваться чтобы четко научится четко чередовать пальцы, отработать динамику движений.
Однако великие басисты, виртуозы, такие как Виктор Вутен (Victor Vooten), Жако Пасториоус (Jaco Pastorius) используют именно эту технику.

3. Игра тремя и четырьмя пальцами

Это уже менее распространенные способы игры. В основном используется в таких стилях как рок и металл. Смысл заключается в чередовании соответственно трех и четырех пальцев правой руки.
При такой технике достигается очень высокая скорость игры, довольно удобно (если это тремя пальцами) играть триоли. Однако здесь нужно потратить очень много времени, чтобы правильно скоординировать пальцы и развить независимость трех (четырех пальцев).
Однако находятся мастера: тремя пальцами – Джон Мианг (John Meyng), Алекс Вебстер (Alex Webster) , Steve Baily (Стив Бейли), четырьмя - Алик Грановский , Эрик Лэнгуис (Eric Langlois).

Это основные способы игры пальцами на басу, однако, есть и более сложные способы игры пальцами, такие как слэп и поп, ногтями и так далее.

наверх


Игра медиатором

При данной технике приемов не так много – в основном используются 2 вида движения медиатора – постоянный (то есть все удары вниз/вверх) и переменный (чередование вниз/вверх).
При такой игре достигается хорошая скорость при небольшой затрате усилий, довольно специфический звук (который зависит от медиатора), очень мощная атака и различные фишки, которые можно проделать на гитаре. Однако, чтобы хорошо играть медиатором необходимо тренироваться и конечно же ограниченность в звуке, ну и, наконец, медиатор можно либо потерять, либо выронить при игре, либо вообще забыть. В таких стилях как рок, металл, альтернатива и т.п. очень популярен данный способом звукоизвлечения.
Такие музыканты как, например, Джейсон Ньюстэд (Jason Newstead), Том Эрайя (Tom Araya), Уиллиам Бойд (William Boyd) широко используют ее.

наверх


Слэп и поп

Наверное, самой яркой басовой техникой является - слэп и поп. Своеобразный звук с перкуссионным эффектом, получаемым засчет испольхования этой техники, делает ее все более и более популярной. Данная техника очень молодой,ее открыли в начале 70-х Ларри Грэхем (Larry Graham) и Луис Джонсон (Louis Johnson независимо друг от друга, и поэтому многие вопросы в плане правильного извлечения звука до сих пор не уточнены. Многие музканты используют приемы одни и те же, а эффект разный. Но начнем по порядку.

В основе данной техники лежат два приема - слэп (slap или thumb - пер. удар, шлепок) и поп ( pop или pluck - подцэп). Слэп производится засчет удара больщим пальцем правой руки по струне, в основном в районе основания грифа, в результате чего происходит мощный удар струн о лады. Поп проихводится засчет подцэпа пальцами правой руки и оттягивания ее вверх, в результате чего струна соскальзывает с пальца и ударяет по ладам. При правильном использованиии этих приемов получается специфичный перкуссионый звук (засчет ударов о лады). Соответственно технику чередование этих приемов и называют - слэп и поп.

Однако как уже говорилось техническая сторона еще не совсем уточнена. Если с извленением подцэпом проблем, то по поводу удара большим пальцем возникает множество вопросов.

На данный момент появилось множество вариантов извлечения большим пальцем. Все они появились засчет того, что каждый музыкант пытается подстроить технику под себя и играть как ему удобнее. Мы не будем вдаваться в подробности все этого, так как подобная тема заслуживает целой обучающей книги.

О различных вариантах слэпа вы можете узнать из видеошкол,например, таких музыкантов как: Виктор Вутэн (Victor Vooten), Фли (Flea), Маркус Миллер (Marcus Miller), Джон Паттитуччи (John Pattitucci) и другие. Слэп и поп - одна из самых удивительных басовых техник, однако она требует очень много времени для постановки ударов, развития динамики, скорости и четкости.

наверх


Другие приемы игры на басу

Человек всегда стремится к чему-то новому. Играл музыкант на басу пальцами и вдруг ему звхотелось постучать по струнам - появился слэп и поп, решил сыграть как на гитаре медиатором - появилась техника медиатором. Но что-то басистам все мало. Чего только ни придумают. Вот об этом сейчас и пойдет речь.

1. Слэпоимитация

Слэп такая потрясающая техника, однако она требует, чтобы развить ее надо очень долго тренироваться, тем более с очень большой скоростью так не поиграешь. И что же? Люди придумали приемы, благодаря которым можем с имммитировать слэп и играть быстро.

Так, к примеру, если играть у основания грифа пальцами, то получается звук похожий на слэп. Среди музыкантов, использующих подобный прием можно выделить: Стэнли Кларк (Stanley Clark),Маркус Миллер (Marcus Miller).

Подцэпы можно использовать и не только, чередуя со слэпом,ну и с обычнычной техникой игры пальцами. Это очень неплохо звучит у Рэнди Джексона (Randy Jackson).

2. Рейк

Довольно простой прием суть которого заключается в том, что при переходе от одной струны к другой басист не чередует пальцы, а извлекает ноты засчет одного движения пальца. Впервые так поступат стал Тим Богерт (Tim Bogert). Играть так можно на несколько струнах, двигаясь как вверх, так и вниз. Получается мягкий, красивый звук.
Жако Пасториоуc (Jaco Pastorious) и Билли Шихэн (Billy Sheehan) играют так флажолеты на разных струнах.

3. Игра большим пальцем, ногтями

Игра четырьма пальцами для басиста не предел, к ним еще можно добавить и большой палец и играть перебором (так играют Ричард Бона (Richard Bona), Гарри Уиллис (Garry Willis), либо играть только большим пальцем (Стинг (Sting)).

А кому бывает лень ногти обстригать, и этим можно воспользоваться.
Можно играть пальцами и вместе с подушечкой подцеплять струну ногтем как при игре на классической гитаре. Также ногтем можно ударить по струне как при игре боем на обычной гитаре при движении пальца назад после извлечения щипком (Стив Хэррис (Steve Harris, Алик Грановский)

А можно вообще перпендикулярно обмотке струне проводить ногтем по струне (такой прием называют скрэтч). Делая такие короткие движения получим эффект, схожий со звуком, издаваемый из ди-джеевской виниловой установки ( мастрев басовых скрэтчей Парик Гуэрс (Patrice Guers)).

4. Игра интервалов, аккордов. Cвип

На басу мы можем играть дабл-стоп (жве ноты одновременно, интревал) и типл-стоп (трезвучие).
Просто делает одновременно щипок несколькими пальцами на нужных струнах (так поступает Фли (Flea).

Аккорды и интревалы можно извлекать и рейком большим пальцем, ногтями, то есть как игра боем на обычной гитаре.
Отдельного внимания заслужаваеи прием извлечения аккордов, который использует Рэнди Джексон (Randy Jackson). Он иммитирует медиаторную технику. Собрав в щипотку указательный и большой пальц, получаем две ударные поверхности - ногти пальцев.

Своеобразной техникой является - свип. Зажимая левая рукой аккорд, двигаемся по струнам за счет рейка вверх (указательным) и вниз (большим пальцем). Так можно быстро играть арпеджио. А такие музыканты как Адам Нитти (Adam Nitty) и Скотт Хуббел (Scott Hubbel) неплохо сочетают свип тэппингом (тэппинг играется также как на гитаре) и мертвыми нотами.

5. Удар

Те кому не жалко свое инстркмента, просто бьют по своему басу (например, стучат возле бриджа, пальцами по обратной стороне грифа и так далее). Получается неплохой перкуссионный эффект и басовый звук. Однако для этого требуется хорошая чувствительность баса.
Те, кто видел клип группы Papa Roach "She Loves me not" могут видеть как Тобин Эсперанс (Tobin Esperance) бьет по своему инструменту.
Также этот что-то подобное можно встретить у Филди (Fieldy), Ричарда Бона (Richard Bona), Жако Пасториоуса (Jaco Pastorious).

6. Рычаг, ручка громкости, смычок и т.п.

Рычаг мы встречаем обычно у электрогитар, но кому-то в голову пришло сделать его еще и на басу. Получаем интересный звук, что-то наподобие "рычания". С рычагом неплохо управляются Стэнли Кларк (Stanley Clark), Лэс Клейпул (Lec Claypool).

Использование ручек громкости дает множество эффектов таких как нарастание и затухаение звука, вибрато и другие.

Кто-то пользуется медиатором, а кто-то предпочтает что-то более эффектное. Например, Майкл Марнинг (Michael Marning) использует смычок (ebow), Тони Лэвин (Tony Levin) изобрел funkey fingers и другие.

7. И это еще не все

Здесь постарался перечилить те приемы, которые очень часто встречаются в различных публикациях и видеошколах, посвященных электробасу. Однако сущуствует очень и очень много различных "фишек" и способов звукоизвлечения, которые реально могут вам обогать звук группы в которой играете или будете играть.
Все зависит о вас, что вы придумаете , что вы предпримите.

наверх