1. Камера

«Камера — это продолжение наших глаз и ума, а не хромированный медальон на шее. Это орудие труда. Приятно ощущать в руках аппарат, который вполне соответствует тому, что ты хочешь сфотографировать.» © Анри Картье-Брессон, фотограф

Снимать пейзажи можно на любой фотоаппарат, однако большинство фотографов отдают предпочтение камерам с возможностью ручной настройки. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что удобнее всего использовать зеркальную камеру (DSLR).

Сюжетные режимы камеры (портрет, пейзаж, макро и др.) подбирают настройки в соответствии с выбранной сценой, чтобы максимально точно передать ее.

Колесо режимов камер Nikon и Canon

В таких режимах при недостаточном освещении камера выставляет высокие значения ISO, что делает фотографию «шумной», поэтому я пользуюсь ручным режимом M.

Режим Manual (М) позволяет самостоятельно выставить значения выдержки, диафрагмы, ISO, а также менять экспозицию. В нем удобнее всего снимать пейзаж, так как можно точно подобрать настройки под условия съемки.

Выдержки о режимах из инструкций к Nikon D3100 и Canon 600D

2. Объектив

«...подлинный объектив камеры — это твои сердце и ум.» © Юсуф Карш, фотограф

Условимся заранее, что фокусные расстояния, приведенные ниже, указаны для камеры с матрицей 24×16 мм, которая в полтора раза меньше полнокадровой (Full frame).

В пейзажной фотографии имеют преимущество широкоугольные объективы. Чем меньше фокусное расстояние у объектива, тем, соответственно, шире угол обзора, обычно оно меньше 24 мм. Такая оптика позволяет охватывать большее пространство, получить выразительное и глубокое изображение. Также за счет широкого угла можно усилить эффект перспективы. Но стоит отметить, что при очень широком угле, например, у объектива с фокусным растоянием 10 мм, края изображения могут неестественно вытянуться. Такие геометрические искажения назваются дисторсией объектива. В сверх-широкоугольных объективах «fish-eye» дисторсия используется намеренно, с ее помощью получается интересные эффекты.

Санкт-Петербург, улица Казначейская. Фокусное расстояние 18 мм.

На данном снимке перспектива «растянута» за счет широкого угла.

Таким образом для пейзажа подойдет штатный (или kit) объектив, имеющий фокусное расстояние 18-55 мм или 18-105 мм, в зависимости от комплектации. Если же сцена не помещается в 18 мм, то можно сменить точку съемки или же отснять несколько кадров и затем «склеить» в графическом редакторе.

Светосила объектива в пейзажной съемке не так важна, поскольку в большинстве случаев диафрагма прикрывается, для того, чтобы добиться большей глубины резкости(ГРИП).

3. Штатив

Штатив — лучший стабилизатор изображения

Безусловно, штатив — неотъемлемая часть оборудования пейзажиста. С его помощью вы сможете снимать на длинных выдержках, что позволит уменьшить ISO и получить светлый и, при этом, чистый от шумов снимок. За счет длинной выдержки можно получать интересные эффекты.

Коряга на берегу Черного моря. Снято со штатива. Выдержка 1.3 с.

Волны получились размытыми за счет выдержки, тем самым подчеркнув статичность коряги.

При выборе штатива, нужно обратить внимание на устойчивость и высоту. У продвинутых штативов можно выставить любую высоту положения фотоаппарата, от 10 см до 150 см, в зависимости от модели. Это позволяет снимать на уровне нескольких десятков сантиметров от земли и получать интересные по композиции снимки. Стоит отметить, что при съемке со штатива, стабилизатор объектива отключают, так как вибрации его движения могут немного смазать снимок.

Вес штатива зависит от материала и размера. Если вы добираетесь до места съемки пешком или на велосипеде, то стоит обратить внимание на компактные и облегченные варианты. Также стоит учитывать, что чем тяжелее ваша камера (+объектив), тем, соответственно, больше вес штатива.

В изготовлении более дорогих моделей используется углеродное волокно. Штативы из такого материала намного легче, но в то же время не уступают по устойчивости металлическим. Продвинутые модели также менее подвержены вибрациям.

Штативная головка — еще один ключевой элемент. Наиболее популярные это 3D и шаровые головки.

3D-головка позволяет зафиксировать положение камеры по трем осям, отсюда и название. Сам фотоаппарат крепится к съемной площадке на специальный винт с резьбой, затем площадка крепится на штативную головку. Каждое из положений головки фиксируется винтами.

Шаровая головка имеет в основе металлический шар, который фиксируется зажимом, ослабив его вы сможете установить нужное положение. Преимущество такой конструкции — простота и скорость управления. В отличии от 3D, шаровая головка перемещается в одной плоскости.

4. Полезные фотоаксессуары

Пульты дистанционного управления

Пульт дистанционного управления используют для бесконтактного управления затвором фотоаппарата, тем самым избегая смазывания снимка. Существует несколько типов пультов:

  1. Инфракрасный пульт
  2. Данный вид пультов позволяет делать фотографии на большом расстоянии. Для обычных беспроводных пультов это около 10 метров, у профессиональных моделей это расстояние может достигать сотен метров. Как правило, на таких пультах имеется две кнопки: немедленная съемка и съемка с задержкой в 2 секунды. Функции BULB на таких пультах нет.

  3. Проводной пульт
  4. Проводной пульт позволяет дистанционно управлять фокусировкой и спуском затвора, подобно самой кнопке затвора. При неполном нажатии происходит фокусирование, а при полном — спуск. Преимуществом данного пульта является режим затвора BULB, который позволяет снимать на выдержке до нескольких минут, за счет фиксатора кнопки, что незаменимо при съемке ночных пейзажей. Единственный минус — длина кабеля, она ограничена 1 метром. При покупке такого пульта нужно уточнить совместимость с разъемом фотоаппарата.

  5. Пульт радиоуправления
  6. Функции данного пульта почти совпадают с предыдущим, единственное отличие — отстутствие фиксатора кнопки спуска. Но в отличие от проводного пульта, позволяет работать на расстоянии с радиусом до 100 м от фотоаппарата.

Дом. Снято со штатива без применения пульта. Выдержка 30 с.

Дом. Снято со штатива с применением пульта. Выдержка 226,2 с ~ 3,8 мин.

Светофильтры

Еще один полезный инструмент — светофильтр. Это специальная насадка на объектив, которая придает дополнительный эффект при съемке или отсекает ненужные блики. Существует большое количество светофильтров для различных целей. Здесь мы рассмотрим те, которые пригодятся при съемке пейзажа.

  1. Поляризационные светофильтры
  2. Этот фильтр предназначен для уменьшения ненужных бликов и отражений, а также усиления цвета. К примеру, при съемке пейзажа в солнечном свете, поляризационный фильтр помогает получить более синее небо, объемные, а не выбитые облака. Перед съемкой светофильтр нужно настроить, поворачивая на угол от 0 до 90 градусов относительно линии фотограф - предмет съемки, тем самым получая необходимый эффект. Таким образом, этот фильтр будет наиболее полезным при съемке пейзажа в солнечный день.

  3. Нейтральные светофильтры
  4. Для пейзажной съемки самым популярным является нейтральный серый светофильтр(Neutral Density или ND). С его помощью, можно снимать с длинной выдержкой днем, а также использовать широкие диафрагмы и получить малую глубину резкости при ярком свете.

    Также существует градиентный фильтр, это разновидность ND фильтра, позволяющая, например, затемнить небо, но при этом земля останется в естественном свете. С ростом возможностей постобработки они утратили популярность.

г. Петропавловск-камчатский река Кирпичная. Автор — Алексей Дивнич. Выдержка 30 с.

Фото сделано днем, с применением нейтрального серого светофильтра HOYA ND400.