О теории фотографии существует множество книг, в которых изложены различные правила. Но, на мой взгляд, главное — практика! Здесь я хочу рассказать лишь о наиболее полезных вещах, которые стоит держать в голове.

«Нет правил хорошей фотографии, есть просто сами хорошие фотографии.» © Ансел Адамс, фотограф

Композиция

Уверена, что в процессе съемки мало кто задумывается о правилах композиции. Думаю, в голове фотографа должно быть не понятие, а интуитивное чувство правильного построения кадра. В этом разделе можно было бы написать про каноны композиции, но об этом, при желании, можно прочитать в книгах или в Википедии. Здесь я хотела бы поделиться подсказками и приемами.

«Думать следует до и после съемки, никогда во время ее.» © Анри Картье-Брессон, фотограф

1. Геометрия в кадре

Попробуйте искать линии, узоры и формы. Они придадут структуру вашей фотографии и помогут сделать ее объемной. Линии направят взгляд зрителя на смысловой центр композиции.

Санкт-Петербург, Крюков канал. Геометрия движения.

2. Кадр в кадре

Интересный прием замены обычной рамки на рамку, созданную передним планом. Это придаст кадру объем и разноплановость. Рамкой может служить забор, окно или ветви деревьев.

Одинокая яхта, Анапа. Прием «Кадр в кадре» на практике.

3. Одиноко стоящие объекты

Почти беспроигрышна композиция, состоящая из одного главного объекта.

Одинокое дерево где-то за городом Темрюк.

4. Разделение на планы

Важная особенность пейзажа – многоплановость. Наличие нескольких планов позволяет взгляду путешествовать по снимку, а значит – рассматривать. Так что смело пробуйте выделить передний план!

Сумерки на реке Шексна. Акцент на переднем плане.

5. Правило третей

Пожалуй, единственное правило, которое я упомяну в этом разделе, и, которое стоит взять на заметку. Наш глаз чаще всего обращает внимание на объект, расположенный в одной трети от вершины, основания, справа или слева от границы любого изображения. Но соблюдать его всегда – не обязательно.

При съемке пейзажей, согласно правилу, линия горизонта обычно располагается так, что делит кадр в соотношении 2:1, то есть две трети кадра должна занимать вода/земля или небо, в зависимости от того, на чем сделан акцент.

Река Шексна после заката. Граница воды и леса помещена на треть снимка.

Наведите мышкой на изображение, чтобы посмотреть детали.

6. Использование пустого пространства

Не пытайтесь всегда заполнить кадр. Вы можете использовать пустое пространство, чтоб сконцентрировать внимание зрителя на каком-либо объекте или выделить силуэт.

Ветреное утро на берегу Черного моря.

Перспектива

Перспектива – это способ отражения глубины трехмерного пространства на плоскости изображения. Одна из главных целей фотографа — передать это ощущение глубины. Чем оно больше, тем более реалистичным выглядит снимок.

1. Линейная перспектива

Прямая или линейная перспектива строится из сходящихся линий, которые в действительности параллельны. Один из лучших способов отобразить линейную перспективу на снимке – включить в него объекты различных размеров. Так же использование широкоугольного объектива позволит подчеркнуть и растянуть линии перспективы.

Январский пляж. Линейная перспектива.

Наведите мышкой на изображение, чтобы посмотреть детали.

2. Воздушная перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением насыщенности, четкости очертаний объектов по мере их отдаления. Такой эффект можно получить снимая при повышенной влажности и запыленности воздуха, во время тумана, на рассвете над водоемом.

Вид на море. Воздушная перспектива.

Наведите мышкой на изображение, чтобы посмотреть детали.

Свет

Понимание роли и природы света, а также возможности его использования – фундаментальный навык любого фотографа. В съемке пейзажа фактор света наиболее важен, так как единственный осветительный прибор – солнце, которым управлять невозможно. Оно постоянно движется и меняет свои свойства, которые нужно научиться использовать.

1. Виды света

Здесь мы рассмотрим виды света и как их можно использовать в фотографии

Рисующий

Рисующий свет бывает разной направленности и разделяется на

  • фронтальный
  • боковой
  • контровый

Фронтальный свет считается не самым удачным вариантом для фото: при таком свете все тени будут слишком темными, а светлые участки жестко отделяться от них и изображение получается чрезмерно контрастным. На снимке ниже показан пример такого света.

Полдень. Пример жесткого фронтального света.

Для выявления объема рекомендуется использовать боковой свет. Он хорошо очерчивает рельефы и передает объем, а также скрадывает излишне мелкие детали. Это наиболее распространенный вид освещения при фотосъемке.

Вид на реку Шексну. Пример бокового света.

Контровой свет освещает сцену сзади и обращает вперед все тени. Он позволяет создать фотографию в низкой тональности. Такой вид освещения хорошо передает объем и глубину. На примере контровый свет на закате. Так как солнце полностью не попало в объектив, получился мягкий и выразительный свет.

Тропинка в лес. Пример контрового освещения.

Заполняющий

Свет, который заполняет всю снимаемую сцену, как правило, это сильно рассеянный свет, значительно менее интенсивный, чем рисующий.

За счет него контраст снимка значительно снижается и тени становятся более плавными. Рассеянный свет можно застать ранним утром и вечером, в тени, а также в пасмурную погоду.

Санкт-Петербург, Исаакиевский собор. Пример рассеянного света в пасмурную погоду.

Интенсивность освещения можно регулировать. Количество света, которое попадает на матрицу, регулируется двумя параметрами – диафрагмой и выдержкой

2. Цветовая температура

Если посмотреть на фотографии, сделанные при разном освещении, то можно заметить, что все они отличаются по общей цветовой гамме. На одних снимках освещение будет голубоватым, на других белым, на третьих – носить оранжевый оттенок. Это связано с тем, что свет обладает определенным спектром цветов. Каждому цвету соответствует его цветовая температура.

Таблица температур и соответствующего освещения.

К сожалению, не на всех фотоаппаратах можно задать температуру, но ее можно настроить через параметры баланса белого.

Выдержка из инструкции Nikon D3100.

3. Режимные часы

Следующее, о чем хотелось бы рассказать – режимное время и «золотые часы». Это время, при котором свет наиболее благоприятный для съемки, а именно на рассвете и на закате солнца.

  1. Режимный свет – это минут 20-30 до восхода солнца. В этот промежуток солнце начинает подсвечивать облака, и, рассеиваясь, создает мягкое и красивое освещение. Вечером, после заката солнца, получается то же самое, только в обратной последовательности.
  2. «Золотые часы», в зависимости от времени года и от геолокации, могут продолжаться 1-2 часа. Солнце поднимается над горизонтом и наполняет пространство мягким золотистым светом, отсюда и название.

Вечерняя река. Фото сделано после заката в режимные часы.

Если для режимного света характерно фронтальное положение камеры, то в «золотые часы» желательно боковое либо задне-боковое положение камеры, но это не обязательно, так как мы получим контровый свет, который можно интересно использовать при фотосъемке.