Этот раздел посвящен практической части фотосъемки, а именно подготовке, и непосредственно съемке в различных условиях освещения. Здесь я напишу о своем подходе и поделюсь практическими советами, которые, надеюсь, станут полезными и для вас!

1. Подготовка к съемке

Фотоаппарат и оборудование

Начнем с подготовки оборудования и фотоаппарата. Обязательно убедитесь, что ваш фотоаппарат заряжен, а также было бы полезным иметь второй заряженный аккумулятор, поскольку в режиме BULB он быстро разряжается. Второй аккумулятор особенно выручает, когда нет возможности подзарядить основной, т.е когда вы далеко от дома или места, где можно было бы это сделать.

На личном опыте я убедилась в его необходимости, поскольку несколько раз попадала в ситуацию, когда батарея предательски разряжалась в самый неподходящий момент.

Также стоит заранее выставить в настройках формат RAW, так как обработка RAW-файлов позволяет менять параметры кадра(экспозиция, яркость, контрастность, баланс белого, резкость, насыщенность) перед преобразованием. Это позволяет не потерять слишком темные или слишком светлые участки кардра. Расширения имен файлов Raw-изображений зависит от производителя, например у Nikon – .NEF, у Canon – .CRW, .CR2, у Sony – .ARW, .SRF, .SR2 и т.д.

Выдержки из инструкций камер Nikon D3100 и Canon 600D.

Еще один важный элемент – штатив. Заранее прикрутите съемную площадку штативной головы, чтобы на месте оставалось только закрепить ее. Снимая со штативом, не забудьте отключить стабилизатор, поскольку его вибрации могут создать эффект «шевеленки» на снимке.

Очень удобно, когда у штатива есть сумка, которую можно надеть через плечо. Еще удобнее иметь фоторюкзак, на котором есть специальные крепления для него.

Фоторюкзак с креплением для штатива.

Также фоторюкзак удобен, когда вы отправляетесь фотографировать на велосипеде или пешком, поскольку руки всегда будут свободны.

Фонарик – еще один полезный помощник. При съемке в сумерки, когда камере сложно сфокусироваться, можно подсветить фонариком нужный объект. Тогда камера быстро сфокусируется, после чего фонарик можно выключить. Затем нужно отключить и автофокус, чтобы не потерять фотокусировку.

Разведка местности и время съемки

Предварительная разведка на местности многократно облегчает процесс съемки. Если есть возможность, то не поленитесь прогуляться накануне днем, чтобы найти место для съемки, также полезно сделать пробные снимки.

Сразу вспоминается одна съемка в заброшенной деревне Петряево. Была идея поснимать там в сумерки. Предварительно прогулявшись до нее, я сделала несколько кадров на телефон, чтобы примерно знать ракурсы.

Прибыв на место за 20 минут до начала сумерек, я поняла, что не зря заранее исследовала местность. Вокруг было немного жутко и даже страшновато. Благодаря дневной разведке, я без труда сделала запланированные кадры до наступления темноты и даже осталось время, чтобы попробовать еще несколько ракурсов.

Один из домов заброшенной деревни Петряево.

Благодаря предварительной прогулке до места съемки, вы будете знать примерное время пути, что немаловажно! В теоретическом разделе упомянут такой термин, как «Режимные часы», напомню, что это время, когда свет наиболее благоприятный для пейзажной съемки, а именно – свет на рассвете и закате.

Для того, чтобы прийти вовремя и при этом успеть настроить фотоаппарат, нужно знать время восхода или захода солнца. В зависимости от времени года, оно меняется. Также оно зависит от геолокации. Чтобы точно определить время для вашего местонахождения, я советую данный сайт.

Так как на рассвете выпадает обильная роса, позаботьтесь о том, чтобы ваша обувь и одежда не пропускала влагу.

Теперь, зная точное время, необходимо прийти на место примерно за час. Во-первых, это необходимо для того, чтобы точно определиться с точками съемки, разложить и установить штатив, настроить фотоаппарат. Так как запас времени ограничен, делать это нужно оперативно. Во-вторых, приходить заранее полезно тем, что иногда можно застать очень интересный свет.

Солнце после дождя, деревня Бонема. Снимок сделан за 40 минут до захода солнца.

Также советую следить за прогнозами погоды, особенно, обращать внимание на наличие ветра, так как он может помешать съемке. Если вы проснулись утром, посмотрели на небо, и у вас возникли сомнения, ехать на съемку или нет, то все равно поезжайте, погода непредсказуема и может измениться. Осадки при фотосъемке не всегда являются помехой, можно сделать отличный кадр во время ливня или сразу после. Но стоит позаботиться о защите фотоаппарата, чтобы обезопасить технику от влажности берите на съемку обычный целлофановый пакет.

2. Съемка на рассвете или закате

Как вы уже поняли, это классическое время для пейзажной съемки. В эти промежутки времени можно застать удивительную игру света, особенно красиво, когда на небе фактурные облака. Такое бывает в условиях плохой погоды, когда солнце может выйти буквально на несколько минут. В зависимости от положения солнца, небо может окрашиваться в цвета от оранжево-красного до розово-фиолетового.

Река Шексна на закате.

Помимо съемки солнца над линией горизонта, стоит уделить внимание видам в противоположную сторону — так как небо раскрашивается в фантастические цвета, а предметы освещены мягким светом.

Заброшенные бани. На фото солнце почти скрылось за горизонтом и окрасило небо в сиреневый цвет.

Выдержка 1/13 с, ISO - 100, Диафрагма f/7.1.

3. Съемка в сумерки

Сумерки – мое любимое время, особенно летом. Они наступают после захода солнца, создавая прекрасный мягкий свет, который постепенно исчезает с наступлением ночи. Этот тип света особенно красив, если вы находитесь на берегу реки или озера, поскольку водоем отражает свет.

Сложность съемки в данное время суток – недостаточная освещенность. Чтобы сохранить всю красоту света, нужно использовать минимальные значения ISO(~100) и, следовательно, без длинных выдержек тут не обойтись. Для стабилизации камеры потребуется штатив и, желательно, спусковой тросик для бесконтактного спуска затвора. Не бойтесь закрывать диафрагму, чтобы получить высокую ГРИП, поскольку это компенсирует длинная выдержка.

Я стараюсь получить слегка пересвеченную фотографию, поскольку при постобработке проще затемнить светлые участки, чем вытягивать тени из черноты.

Берег Шексны. Снимок сделан через час после заката.

Выдержка 5 с, ISO - 100, Диафрагма f/11.

4. Ночная съемка звездного неба

Здесь я хочу рассказать о съемке статичных звезд. Это весьма интересное направление пейзажа и достаточно сложное! Чтобы застать чистое звездное небо, нужно отъехать подальше от города и различных источников света, поскольку подсвеченный фонарями воздух скрывает звезды. Но, например, в сентябре и августе даже в городе можно увидеть звездную россыпь. Также в августе комфортные для работы темные и теплые ночи.

Для съемки звездного неба, помимо фотоаппарата, нам понадобится то, что и обычно – штатив, спусковой тросик и фонарик. Всем известно, что Земля вращается вокруг своей оси с периодом вращения ~24 часа. В минуту Земля поворачивается примерно на 0.25 градуса, поэтому выдержка должна быть такой, чтобы звезды не успели оставить следы движения. Для расчета выдержки применяется «Правило 600» и сформулировать его можно так: если разделить 600 на фокусное расстояние объектива (для 35-мм камер), то мы получим максимальную выдержку, при которой звезды будут выглядеть как точки. На личном опыте, я убедилась, что для моей камеры правило 600 не совсем работает, поскольку звезды получались в виде черточек, поэтому я предлагаю использовать «Правило 500», на мой взгляд оно дает более четкий результат. Пример применения «правила 500»

Снимать ночное небо нужно на открытой диафрагме, чтобы фотоаппарат «увидел» как можно больше звезд. Так как полученная по правилу выдержка весьма короткая для данного освещения, а точнее его отсутствия, поэтому приходится поднимать ISO. На профессиональных камерах ISO можно поднимать до 1600 практически без ущерба, а на любительских, к сожалению, даже значение 400 дает заметные шумы.

Звездное небо у дома. Снимок сделан в сентябре.

Выдержка 28 с, ISO - 400, Диафрагма f/3.5.

Так как для пейзажа одного неба недостаточно, логично задуматься о том, как же снимать землю/водоем при таком освещении. Есть несколько выходов:

  1. Снять небо, а нижний план оставить в виде силуэта
  2. До наступления ночи снять главный объект, а затем с того же места снять звездное небо и склеить при помощи Photoshop. Или же снять его на сверхдлинной выдержке(10 мин и более), при этом подсветив его фонариком.
  3. Если нижний план – водоем, тогда можно получить отличный снимок одним кадром

В разделе о постобработке я подробно рассказываю, как обрабатывать такие фотографии и частично подавлять шумы.

Свет в клети. Снимок сделан в августе.

Выдержка 25 с, ISO - 800, Диафрагма f/3.5.