В 1920-х годов авиаторы впервые столкнулись с экранным эффектом при посадке самолётов.

В 1923 году эксперименты с экраном проводил советский учёный в области аэродинамики Борис Юрьев.


В 1932 году советский авиационный инженер, изобретатель и авиаконструктор П. И. Гроховский разработал проект экраноплана-амфибии.

В 1935 году финский инженер Т. Каарио построил сани-экраноплан, которые имели крыло размером 2х2,6 м, установленное на лыжи. Экраноплан буксировали с помощью аэросаней.


В СССР за разработку экранопланов берутся 2 гения: Ростислав Евгеньевич Алексеев

Краткая справка
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 в городе Новозыбков Брянской области. В военно-морской академии Ростислав Евгеньевич очень увлёкся темой создания кораблей на подводных крыльях. Так увлёкся, что провалил экзамен по математике. В 1935 году Алексеев поступает в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет. В 1941 году защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Госкомиссией ему присвоили звание инженера-кораблестроителя.

С 1941 по 1943 годы работал в должности контрольного мастера выпуска танков на заводе «Красное Сормово». В 1942 году Алексееву выделили помещение и коллектив для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени.

Коллектив начинает работать над пассажирским судном на подводных крыльях. Летом 1957 года Алексеев привёл «Ракету» в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. После этого в мире начинается скоростное судостроение. Ростислав Евгеньевич создаёт всё новые и новые суда: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».

С начала 60-х годов Алексеев начинает проектировать и создавать экранопланы. В 1966 году на воду спускают экраноплан КМ. В 1972 году - экраноплан Орлёнок. В начале 1980 года Алексеев берётся за проектирование малого экраноплана Волга-2. 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало. Он надорвался при транспортировке очередного экраноплана и после двух операций скончался.

и Роберт Людвигович Бартини.

Краткая справка
Роберт (Роберто) Людвигович Бартини (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини) - советский авиаконструктор, ученый, Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах. Автор более 60 законченных проектов самолётов. Родился 14 мая 1897 в Фиуме, Австро-Венгрия. В 1923 переехал из Италии в СССР.

Помимо авиации и физики, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название мир Бартини. Также им была разработана «Теория межконтинентального транспорта земли».

В 1932 году начал проектные работы по самолету Сталь-6, на котором в 1933 г. был установлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч. На базе этой машины был спроектирован истребитель «Сталь-8». В 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7».

14 февраля 1938 г. Бартини был необоснованно репрессирован и осуждён на 10 лет. В 1946 г. был освобождён. С 1952 Бартини — главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина. В 1955 году представил проект создания сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55.

В 1972 был реализован проект Бартини противолодочной вертикально взлетающей амфибии ВВА-14. В 1976 г. аппарат был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П.

В 1974 Роберт Людвигович Бартини умер.

В начале 1960-х была принята государственная программа по экранопланам. В ЦКБ по СПК в лабораторных условиях проводились исследования экранного эффекта на малых буксируемых моделях и самоходных пилотируемых аппаратах. Главный конструктор - Ростислав Евгеньевич Алексеев.

22 июля 1961 года первый полёт экраноплана СМ-1.

В начале мая 1962 года была организована демонстрация экраноплана СМ-2 правительству страны.

СМ-2 был создан с учётом испытаний СМ-1. Самым главным новшеством, применённым на СМ-2, был поддув под крыло. Для этого в носовой части расположили специальный разгонный двигатель. Поддув обеспечивал отрыв аппарата от воды на минимальных скоростях. Так решалась самая сложная для экранопланов проблема - режим выхода из воды. Как потом оказалось, это было ключевым решением в деле повышения эффективности экранопланов. А такая компоновка, с разными по назначению двигателями стала классической для всех будущих экранопланов.

Также в 1962 году построен экраноплан СМ-3.

В 1963 году построен экраноплан СМ-4.

В этом же году построен экраноплан СМ-5. Он был масштабной (1:4) копией экраноплана КМ.

В 1964 году из-за ошибки пилотирования разбился СМ-5. Экипаж погиб.

Позднее был создан экраноплан СМ-2П7

В 1964-1965 гг. в ЦКБ по СПК осуществлялось проектирование и создание экраноплана КМ

22 июня 1966 года спустили на воду экраноплан КМ. Начались его испытания.

В 1967 году построен экраноплан СМ-8. Он был построен взамен разбившегося СМ-5 и был также масштабной (1:4) копией экраноплана КМ.




В 1972 году Роберт Бартини создаёт самолет-амфибию вертикального взлета и посадки ВВА-14, который позднее переоборудуют в экранолёт.

В 1972 году в КБ Алексеева создали экраноплан СМ-6. На нём проверяли схему транспортно-десантного экраноплана Орлёнок.

Осенью этого же года на лётные испытания выходит С-23 - первый летающий Орлёнок. Он был изготовлен из сплава К482Т1.

6 декабря 1974 умер Роберт Людвигович Бартини.

22-го ноября 1974 года произошла авария с С-23. Экраноплан отправили на слом, а следующих Орлят решили делать из сплава АМг-61, а не из К482Т1.

В 1975 году самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 была переоборудована в экранолёт 14М1П.

В 1976 г. прекращение работ по экранолёту 14М1П.

В августе 1977 г. первый Орлёнок С-21 из алюминиево-магниевого сплава АМг-61 был готов.

3 ноября 1979 года, на Орлёнке был поднят флаг Советского Военно-морского флота. Экраноплан был принят в опытную эксплуатацию и включён в состав Краснознамённой Каспийской флотилии, в соединение десантных судов на воздушной подушке.


В начале 80-х годов Р.Е.Алексеев положил начало работ над малым экранопланом Волга-2.
А Л.Н. Щукиным начата разработка экранолёта ЭКИП

9 февраля 1980 года умер Ростислав Евгеньевич Алексеев.

В этом же году из-за ошибки пилотирования разбился КМ.

В 1980 году Орлёнок С-25 сдан ВМФ

В 1983 году Орлёнок С-26 сдан ВМФ

В 1984 году все работы по выпуску и развитию Орлят были свёрнуты

1986 год первый полёт экраноплана Волга-2.

В 1987 году первый полет совершил ударный экраноплан-ракетоносец Лунь.


В 1990 году экраноплан-ракетоносец Лунь прошёл государственные испытания и был передан в опытную эксплуатацию.

В 1992 Орлёнок С-21 потерпел аварию. Останки были взорваны.

В 1993 году был крайний вылет экраноплана Орлёнок С-26.


В 2002 году Владимир Владимирович Путин, после поездки на Каспий, дал добро на усиление Каспийской флотилии ударным экранопланом-ракетоносцем Лунь. (источник)

В 2007 году Орлёнок С-26 выведен из состава ВМФ. Его выкупило правительство Москвы (!) для экспозиции в музейно-мемориальный комплекс истории отечественного Военно-морского флота. Он был установлен на Химкинском водохранилище. (вид со спутника)

История продолжается...




© Валерий Ершов, 2010

сайт ФПМиКТ Рейтинг@Mail.ru