В 1920-х годов авиаторы впервые столкнулись с экранным эффектом при посадке самолётов.
В 1923 году эксперименты с экраном проводил советский учёный в области аэродинамики Борис Юрьев.
В 1932 году советский авиационный инженер, изобретатель и авиаконструктор П. И. Гроховский разработал проект экраноплана-амфибии.
В 1935 году финский инженер Т. Каарио построил сани-экраноплан, которые имели крыло размером 2х2,6 м, установленное на лыжи. Экраноплан
буксировали с помощью аэросаней.
В СССР за разработку экранопланов берутся 2 гения:
Ростислав Евгеньевич Алексеев
Краткая справка
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 в городе Новозыбков Брянской области. В военно-морской академии Ростислав
Евгеньевич очень увлёкся темой создания кораблей на подводных крыльях. Так увлёкся, что провалил экзамен по математике. В 1935 году Алексеев
поступает в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет. В 1941 году защитил дипломную работу
«Глиссер на подводных крыльях». Госкомиссией ему присвоили звание инженера-кораблестроителя.
С 1941 по 1943 годы работал в должности контрольного мастера выпуска танков на заводе «Красное Сормово». В 1942 году Алексееву
выделили помещение и коллектив для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. В 1951 году Алексеев и его помощники за
разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени.
Коллектив начинает работать над пассажирским судном на подводных крыльях. Летом 1957 года Алексеев привёл «
Ракету» в Москву в дни
Международного фестиваля молодёжи и студентов. После этого в мире начинается скоростное судостроение. Ростислав Евгеньевич создаёт всё новые
и новые суда:
«
Метеор»,
«
Комета»,
«
Спутник»,
«
Буревестник»,
«
Восход».
С начала 60-х годов Алексеев начинает проектировать и создавать экранопланы. В 1966 году на воду спускают экраноплан
КМ. В 1972 году -
экраноплан
Орлёнок. В начале 1980 года Алексеев берётся за проектирование малого экраноплана Волга-2.
9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало. Он надорвался при транспортировке очередного экраноплана и после двух
операций скончался.
и
Роберт Людвигович Бартини.
Краткая справка
Роберт (Роберто) Людвигович Бартини (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини) - советский авиаконструктор, ученый, Физик, создатель
проектов аппаратов на новых принципах. Автор более 60 законченных проектов самолётов. Родился 14 мая 1897 в Фиуме, Австро-Венгрия.
В 1923 переехал из Италии в СССР.
Помимо авиации и физики, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где
время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название
мир Бартини.
Также им была разработана «Теория межконтинентального транспорта земли».
В 1932 году начал проектные работы по самолету Сталь-6, на котором в 1933 г. был установлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч. На базе
этой машины был спроектирован истребитель «Сталь-8». В 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7».
14 февраля 1938 г. Бартини был необоснованно репрессирован и осуждён на 10 лет. В 1946 г. был освобождён. С 1952 Бартини — главный
инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина. В 1955 году представил проект создания сверхзвуковой
летающей лодки-бомбардировщика А-55.
В 1972 был реализован проект Бартини противолодочной вертикально взлетающей амфибии
ВВА-14. В 1976 г. аппарат был преобразован
в экраноплан. Он получил обозначение
14М1П.
В 1974 Роберт Людвигович Бартини умер.
В начале 1960-х была принята государственная программа по экранопланам. В ЦКБ по СПК в лабораторных условиях проводились исследования
экранного эффекта на малых буксируемых моделях и самоходных пилотируемых аппаратах. Главный конструктор -
Ростислав Евгеньевич Алексеев.
22 июля 1961 года первый полёт экраноплана СМ-1.
В начале мая 1962 года была организована демонстрация экраноплана СМ-2 правительству страны.
СМ-2 был создан с учётом испытаний СМ-1. Самым главным новшеством, применённым на СМ-2, был поддув под крыло. Для этого в носовой части
расположили специальный разгонный двигатель. Поддув обеспечивал отрыв аппарата от воды на минимальных скоростях. Так решалась самая
сложная для экранопланов проблема - режим выхода из воды. Как потом оказалось, это было ключевым решением в деле повышения эффективности
экранопланов. А такая компоновка, с разными по назначению двигателями стала классической для всех будущих экранопланов.
Также в 1962 году построен экраноплан СМ-3.
В 1963 году построен экраноплан СМ-4.
В этом же году построен экраноплан СМ-5. Он был масштабной (1:4) копией экраноплана
КМ.
В 1964 году из-за ошибки пилотирования разбился СМ-5. Экипаж погиб.
Позднее был создан экраноплан СМ-2П7
В 1964-1965 гг. в ЦКБ по СПК осуществлялось проектирование и создание экраноплана
КМ
22 июня 1966 года спустили на воду экраноплан
КМ. Начались его испытания.
В 1967 году построен экраноплан СМ-8. Он был построен взамен разбившегося СМ-5 и был также масштабной (1:4) копией экраноплана
КМ.
В 1972 году Роберт Бартини создаёт самолет-амфибию вертикального взлета и посадки
ВВА-14, который позднее переоборудуют в экранолёт.
В 1972 году в КБ Алексеева создали экраноплан СМ-6. На нём проверяли схему транспортно-десантного экраноплана
Орлёнок.
Осенью этого же года на лётные испытания выходит С-23 - первый летающий
Орлёнок. Он был изготовлен из сплава К482Т1.
6 декабря 1974 умер
Роберт Людвигович Бартини.
22-го ноября 1974 года произошла авария с С-23. Экраноплан отправили на слом, а следующих Орлят решили делать из сплава АМг-61, а не из
К482Т1.
В 1975 году самолет-амфибия вертикального взлета и посадки
ВВА-14 была переоборудована в экранолёт
14М1П.
В 1976 г. прекращение работ по экранолёту
14М1П.
В августе 1977 г. первый
Орлёнок С-21 из алюминиево-магниевого сплава АМг-61 был готов.
3 ноября 1979 года, на
Орлёнке был поднят флаг Советского Военно-морского флота. Экраноплан был принят в опытную эксплуатацию и включён
в состав Краснознамённой Каспийской флотилии, в соединение десантных судов на воздушной подушке.
В начале 80-х годов Р.Е.Алексеев положил начало работ над малым экранопланом
Волга-2.
А Л.Н. Щукиным начата разработка экранолёта
ЭКИП
9 февраля 1980 года умер
Ростислав Евгеньевич Алексеев.
В этом же году из-за ошибки пилотирования разбился
КМ.
В 1980 году
Орлёнок С-25 сдан ВМФ
В 1983 году
Орлёнок С-26 сдан ВМФ
В 1984 году все работы по выпуску и развитию Орлят были свёрнуты
1986 год первый полёт экраноплана
Волга-2.
В 1987 году первый полет совершил ударный экраноплан-ракетоносец
Лунь.
В 1990 году экраноплан-ракетоносец
Лунь прошёл государственные испытания и был передан в опытную эксплуатацию.
В 1992
Орлёнок С-21 потерпел аварию. Останки были взорваны.
В 1993 году был крайний вылет экраноплана
Орлёнок С-26.
В 2002 году Владимир Владимирович Путин, после поездки на Каспий, дал добро на усиление Каспийской флотилии ударным экранопланом-ракетоносцем
Лунь.
(
источник)
В 2007 году
Орлёнок С-26 выведен из состава ВМФ. Его выкупило правительство Москвы (!) для экспозиции в музейно-мемориальный
комплекс истории отечественного Военно-морского флота. Он был установлен на Химкинском водохранилище.
(
вид со спутника)
История продолжается...