Самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 создавался как средство борьбы с атомными подводными лодками противника. ВВА-14 стал результатом многолетнего исследования Роберта Людвиговича Бартини – «Теория межконтинентального транспорта Земли».

Предполагалось, что ВВА-14 мог бы взлетать и садиться на воду как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлета и посадки. Для этого на нём должны были быть установлены 2 маршевых двухконтурных двигателя Д-30М тягой по 6800 кгс и 12 подъёмных ТРДД РД-36-35ПР тягой по 4400 кгс.

Планировалось построить 3 опытных ВВА-14. В производство запустили два экземпляра самолета, машины «1М» и «2М».
Самолёт «1М» был готов, а подъёмных двигателей не было. 4 сентября 1972 г. состоялся первый полет с взлетом и посадкой по-самолетному. В 1974 году на самолёт установили пневматическое взлетно-посадочное устройство. Это поплавки длинной 14 м и диаметром 2,5 м. Они были спроектированы Долгопрудненским КБ агрегатов и изготовлены на Ярославском шинном заводе. Испытания на воде показали устойчивость машины на скоростях до 35 км/ч, что вполне достаточно для вертикально взлетающего самолёта.

Это интересно!
За свой причудливый вид самолёт получил прозвище "Змей Горыныч"

В ходе испытаний заметили, что самолёт упорно не хочет садиться. Предвидение Р.Л. Бартини о воздушной подушке под самолётом подтвердилось. Расчёты показали, что эффект экрана начинает сказываться при посадке уже на высоте 12 м, а особенно проявляется на высоте 8 м. Стало окончательно ясно, что нужных подъемных двигателей не будет и Бартини принял решение доработать «1М» в экраноплан. На это его так же подтолкнули успехи Р.Е. Алексеева. Таким образом, самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 становится экранолётом 14М1П. Испытания 14М1П начались уже без Бартини. В декабре 1974 г. Роберта Людвиговича не стало.

После прекращения программы ВВА-14, самолет «1М» закатили в цех на переоборудование в экранолет 14М1П, собранный планер машины «2М» отвезли на дальний край заводской стоянки, третий экземпляр так и не начали строить.

В носовой части самолёта «1М» были добавлены 2 поддувочных двигателя Д-30М. А так же, надувные поплавки заменили на металлические. Испытания экранолёта 14М1П проводились на акватории Таганрогского залива Азовского моря в 1976 г., но дальнейшего развития они не получили.

На сегодняшний день:
Каркас «2М» стоит на свалке ТАНТК имени Г.М. Бериева
То, что осталось от экранолёта 14М1П хранится в Центральном музее ВВС в Монино.
(Вид со спутника)

Размах крыла, м
30.00
Длина, м
25.97
Высота, м
6.79
Площадь крыла,м2
21.77
Масса, кг
пустого
36000
максимальная взлетная
51600
Тип двигателя
4 х Д-30М
Тяга, кгс
4 х 6800
Экипаж, чел
3



© Валерий Ершов, 2010

сайт ФПМиКТ Рейтинг@Mail.ru