Самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 создавался как средство борьбы с атомными подводными лодками противника. 
			ВВА-14 стал результатом многолетнего исследования 
Роберта Людвиговича Бартини – 
			«Теория межконтинентального транспорта Земли».
			
			Предполагалось, что ВВА-14 мог бы взлетать и садиться на воду как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлета и посадки. Для 
			этого на нём должны были быть установлены 2 маршевых двухконтурных двигателя Д-30М тягой по 6800 кгс и 12 подъёмных ТРДД РД-36-35ПР 
			тягой по 4400 кгс.
			
			
			Планировалось построить 3 опытных ВВА-14. В производство запустили два экземпляра самолета, машины «1М» и «2М». 
			
			Самолёт «1М» был готов, а подъёмных двигателей не было. 4 сентября 1972 г. состоялся первый полет с взлетом и посадкой по-самолетному. 
			В 1974 году на самолёт установили пневматическое взлетно-посадочное устройство. Это поплавки длинной 14 м и диаметром 2,5 м.
			Они были спроектированы Долгопрудненским КБ агрегатов и изготовлены на Ярославском шинном заводе. Испытания на воде показали устойчивость 
			машины на скоростях до 35 км/ч, что вполне достаточно для вертикально взлетающего самолёта.
			
			
				Это интересно!
				
					
						За свой причудливый вид самолёт получил прозвище "Змей Горыныч"
					
	
				 
			 
			
			В ходе испытаний заметили, что самолёт упорно не хочет садиться. Предвидение Р.Л. Бартини о воздушной подушке под самолётом	подтвердилось.  
			Расчёты показали, что эффект экрана начинает сказываться при посадке уже на высоте 12 м, а особенно проявляется на высоте 8 м. 
			Стало окончательно ясно, что нужных подъемных двигателей не будет и Бартини принял решение доработать «1М» в экраноплан. На это его так 
			же подтолкнули успехи Р.Е. Алексеева. Таким образом, самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 становится экранолётом 14М1П.
			Испытания 14М1П начались уже без Бартини. В декабре 1974 г. Роберта Людвиговича не стало.  
			
			После прекращения программы ВВА-14, самолет «1М» закатили в цех на переоборудование в экранолет 14М1П, собранный планер
			машины «2М» отвезли на дальний край заводской стоянки, третий экземпляр так и не начали строить.
			
			В носовой части самолёта «1М» были добавлены 2 поддувочных двигателя Д-30М. А так же, надувные поплавки заменили на металлические.
			Испытания экранолёта 14М1П проводились на акватории Таганрогского залива Азовского моря в 1976 г., но дальнейшего развития они не получили.
			
			На сегодняшний день:
			
				
					Каркас «2М» стоит на свалке ТАНТК имени Г.М. Бериева
				
					То, что осталось от экранолёта 14М1П хранится в Центральном музее ВВС в Монино.
					
(
Вид со спутника)
					
					
				 
			
			
		
			
				
					Размах крыла, м
				
				
					30.00
				
				
				
					Длина, м  	 
				
				
					25.97
				
				
				
					Высота, м  	   
				
				
					6.79
				
				
				
					Площадь крыла,м2   
				
				
					21.77
				
			
				
					Масса, кг 	   
				
				
				
					пустого 	    
				
				
					36000
				
			
				
					максимальная взлетная  	     
				
				
					51600
				
				
				
					Тип двигателя  
				
				
					4 х Д-30М
				
				
				
					Тяга, кгс   
				
				
					4 х 6800
				
	
				
					Экипаж, чел
				
				
					3