В начале 1960-х была принята государственная программа по экранопланам, предусматривающая создание ряда новых 
				пилотируемых самоходных моделей экранопланов, а также разработку проектов боевых экранопланов для ВМФ и других родов 
				войск с созданием полноразмерного экспериментального экраноплана. В 1964-1965 гг. в ЦКБ по СПК осуществлялось 
				проектирование и создание уникального экраноплана КМ. Название КМ обозначает корабль-макет, но на западе машине 
				дали другое название - «Каспийский монстр».
				Главным конструктором этого экраноплана был  
Ростислав Евгеньевич Алексеев, 
				ведущим конструктором - В.П. Ефимов.
				
				22 июня 1966 года, перед рассветом с волжского причала спустили на воду самый крупный летательный аппарат в мире. А затем 
				почти месяц, полупритопленного, с отстыкованным крылом, накрытого маскировочной сеткой, экраноплана буксировали по Волге 
				из Горького на полигон в Каспийск. По требованиям секретности, шли ночами, днём отстаивались.
				
				
					Это интересно!
					
						
							Когда экраноплан еще находился в плавучем доке, Доктор (так сотрудники с уважением и симпатией звали Алексеева, 
							как бы подчёркивая высшую, непревзойдённую квалификацию) наравне со всеми тянул канаты, пристыковывая крыло. 
							И вдруг он удивил своих сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности, - взяв полетный лист, Алексеев 
							невозмутимо начертал на нем: "Полет в доке".
							
							Запустили все 10 двигателей, грохот нарастал, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться 
							деревянный забор, попавший под выхлопы моторов. При тяге в 40% от номинальной, док с пришвартованным в нем экранопланом 
							тронулся с места, стало срывать якоря. Удовлетворенный, Алексеев приказал глушить 
							двигатели.
						
	
					 
				 
				
				Силовая установка экраноплана КМ состояла из 10 турбореактивных двигателей ВД-7 с тягой более	11000 кг каждый.
				На переднем пилоне размещалось 8 двигателей, их мощность использовалась в основном при старте. На киле стояли еще два 
				таких же двигателя, достаточных для поддержания крейсерского режима. 
				
				
				В первом полёте пилотировал экраноплан лично Алексеев. Полёт проходил около 50 минут на высоте примерно 4 м. Испытания 
				прошли успешно.
				
				В августе 1967 года, экраноплан КМ полетел со взлётным весом в 544 т, развив при этом скорость в 455 км/ч.
				Это было неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени. Он был побит только с созданием 
				самолета 
Ан-225 «Мрия», лишь спустя четверть века!
				
				
					Со слов очевидцев:
					
						
							«Зрелище полётов захватывало, сердце сжималось от восторга и гордости. Рёв двигателей на старте, фонтаны брызг.
							Зато сам полёт над гладью воды спокоен и величав.»
						
	
					 
				 
				
				КМ был экспериментальным экранопланом. Его испытания показали, что экранопланы такой размерности могут летать и 
				летать превосходно. На основе опыта полученного при создании и испытаниях КМ, был построен экраноплан-ракетоносец 
				
Лунь.
				
				Испытания КМ проходили на Каспии в течение 15 лет, но закончились они очень печально.
				В декабре 1980 года КМ по вине экипажа потерпел аварию и затонул (экипаж успел спастись).
				На 20 метровом мелководье огромный хвост Монстра ещё 2 недели был виден над Каспием.
				
				КМ погиб через 10 месяцев после смерти своего главного конструктора...
				
			
 
					
			
			
				
			 
		
			
				
					Размах крыла, м
				
				
					37.60
				
				
				
					Размах хвостового оперения, м  	 
				
				
					37.00 
				
				
				
					Длина, м  	 
				
				
					92.00 
				
				
				
					Высота, м  	   
				
				
					21.80
				
				
				
					Площадь крыла,м2   
				
				
					662.50
				
			
				
					Масса, кг 	   
				
				
				
					пустого 	    
				
				
					240000
				
			
				
					максимальная взлетная  	     
				
				
					544000
				
				
				
					Тип двигателя  
				
				
					10 ТРД ВД-7
				
				
				
					Тяга, кгс   
				
				
					10 х 11000
				
				
				
					Максимальная скорость, км/ч   
				
				
					500
				
				
				
					Крейсерская скорость, км/ч  
				
				
					430
				
				
				
					Практическая дальность, км  
				
				
					1500
				
				
				
					Высота полета на экране, м   
				
				
					4-14
				
							
				
					Мореходность, баллов 
				
				
					3