В начале 1960-х была принята государственная программа по экранопланам, предусматривающая создание ряда новых
пилотируемых самоходных моделей экранопланов, а также разработку проектов боевых экранопланов для ВМФ и других родов
войск с созданием полноразмерного экспериментального экраноплана. В 1964-1965 гг. в ЦКБ по СПК осуществлялось
проектирование и создание уникального экраноплана КМ. Название КМ обозначает корабль-макет, но на западе машине
дали другое название - «Каспийский монстр».
Главным конструктором этого экраноплана был
Ростислав Евгеньевич Алексеев,
ведущим конструктором - В.П. Ефимов.
22 июня 1966 года, перед рассветом с волжского причала спустили на воду самый крупный летательный аппарат в мире. А затем
почти месяц, полупритопленного, с отстыкованным крылом, накрытого маскировочной сеткой, экраноплана буксировали по Волге
из Горького на полигон в Каспийск. По требованиям секретности, шли ночами, днём отстаивались.
Это интересно!
Когда экраноплан еще находился в плавучем доке, Доктор (так сотрудники с уважением и симпатией звали Алексеева,
как бы подчёркивая высшую, непревзойдённую квалификацию) наравне со всеми тянул канаты, пристыковывая крыло.
И вдруг он удивил своих сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности, - взяв полетный лист, Алексеев
невозмутимо начертал на нем: "Полет в доке".
Запустили все 10 двигателей, грохот нарастал, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться
деревянный забор, попавший под выхлопы моторов. При тяге в 40% от номинальной, док с пришвартованным в нем экранопланом
тронулся с места, стало срывать якоря. Удовлетворенный, Алексеев приказал глушить
двигатели.
Силовая установка экраноплана КМ состояла из 10 турбореактивных двигателей ВД-7 с тягой более 11000 кг каждый.
На переднем пилоне размещалось 8 двигателей, их мощность использовалась в основном при старте. На киле стояли еще два
таких же двигателя, достаточных для поддержания крейсерского режима.
В первом полёте пилотировал экраноплан лично Алексеев. Полёт проходил около 50 минут на высоте примерно 4 м. Испытания
прошли успешно.
В августе 1967 года, экраноплан КМ полетел со взлётным весом в 544 т, развив при этом скорость в 455 км/ч.
Это было неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени. Он был побит только с созданием
самолета
Ан-225 «Мрия», лишь спустя четверть века!
Со слов очевидцев:
«Зрелище полётов захватывало, сердце сжималось от восторга и гордости. Рёв двигателей на старте, фонтаны брызг.
Зато сам полёт над гладью воды спокоен и величав.»
КМ был экспериментальным экранопланом. Его испытания показали, что экранопланы такой размерности могут летать и
летать превосходно. На основе опыта полученного при создании и испытаниях КМ, был построен экраноплан-ракетоносец
Лунь.
Испытания КМ проходили на Каспии в течение 15 лет, но закончились они очень печально.
В декабре 1980 года КМ по вине экипажа потерпел аварию и затонул (экипаж успел спастись).
На 20 метровом мелководье огромный хвост Монстра ещё 2 недели был виден над Каспием.
КМ погиб через 10 месяцев после смерти своего главного конструктора...
Размах крыла, м
37.60
Размах хвостового оперения, м
37.00
Длина, м
92.00
Высота, м
21.80
Площадь крыла,м2
662.50
Масса, кг
пустого
240000
максимальная взлетная
544000
Тип двигателя
10 ТРД ВД-7
Тяга, кгс
10 х 11000
Максимальная скорость, км/ч
500
Крейсерская скорость, км/ч
430
Практическая дальность, км
1500
Высота полета на экране, м
4-14
Мореходность, баллов
3